Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Итальянский Институт культуры в Москве и Фонд Кверини-Стампалья (Венеция), при поддержке Посольства Италии в РФ и АО ЮниКредит Банка, в рамках перекрестного года музеев Италии и России 2021-2022, подготовили итало-российский выставочный проект «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта». Он состоится с 3 декабря 2021 по 27 февраля 2022 в МУАР. Кураторами события являются Джандоменико Романелли, Паскалин Ватен и Юлия Ратомская.
Проект начался в Италии. Кураторы Джандоменико Романелли и Паскалин Ватен занимались историей особого сюжета - «панорама Венеции» - зародившегося в рамках ведуты (жанр западноевропейской живописи и графики, характеризующийся детальным изображением городского пейзажа), а также изучали уникальную панораму Венеции художника Джованни Бьязина, длина которой около 23 метров. Эта панорама была создана в качестве особого художественного аттракциона для Национальной художественной выставки 1887 года в Венеции – предшественницы прославленных Венецианских Биеннале современного искусства. Итальянская версия проекта с большим успехом прошла с июня по октябрь 2021 года в музее Кверини-Стампалья в Венеции.
Джованни Бьязин (1835-1912). Панорама Венеции. 1887
Представляемая московской публике выставка рассказывает о становлении жанра «панорама Венеции» на протяжении веков, а также о панорамных видах города на воде «с высоты птичьего полета».
В итало-российской версии выставки произведения из собрания Музея архитектуры им. А.В. Щусева добавили в экспозицию тему венецианской ведуты XVIII века не только сохранившей на холсте и бумаге изменившиеся или оставшиеся неизменными виды города, но и зафиксировавшей традиции венецианской видовой живописи Антонио Каналетто, Микеле Мариески и других венецианских художников.
Выставка покажет уникальные панорамы Венеции XV-XVIII веков, разглядывание которых в течение столетий вдохновляло европейскую публику совершать путешествия в город на воде. С помощью современных технологий будет воссоздана «Панорама Венеции» Джованни Бьязина, а также впервые на суд публики будут представлены фрагменты копии этой диорамы, созданные Джованни Бьязином и его сыном Витторио для участия во Всемирной выставке.
Юлиус Милхайзер (1601_1621-1680) – гравер, Пьер Мортье (1661-1711) – издатель Вид на Венецию сверху с островами Мурано и Торчелло Амстердам, 1704
На московской выставке посетители увидят, как старинные гравюры повлияли на иллюстрации туристических путеводителей, на появление панорамных литографий с видами Венеции, иллюстрированных карт XVIII-XIX веков уникального города. Экспонаты проекта продемонстрируют, как диорама Венеции Джованни Бьязина 1887 года стала предтечей европейского видового кинематографа конца XIX-XX веков.
Анонсы: