Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева с 15 марта по 09 апреля 2023 проводит первую персональную выставку художника и архитектора Андрея Ноарова «Идеальные города», посвященную наследию и современному развитию жанра ведуты.
Выставка раскрывает преемственность жанра в современных работах Андрея Ноарова и рассказывает о преобразовании представлений об «идеальных городах» от гравюры до почтовых открыток. Экспозиция условно делится на три части. Первый раздел демонстрирует печатную графику мастеров прошлого из собрания Ноарова-коллекционера. Центральный раздел посвящен собственным архитектурным фантазиям Андрея Ноарова, вдохновленным работами старых мастеров, его авторскому видению архитектуры «идеальных городов», воплощенных в рисунках, альбомах и подписных открытках. Третий раздел представляет собрание почтовых дореволюционных и советских открыток из собрания Музея архитектуры, которые демонстрируют развитие жанра ведуты в новейшее время.
Светлана Цыщук, куратор выставки: «Художник своим творчеством привнес в пространство музея множество важных смыслов. Первоначальная идея о ценности рисунка и мастерства в области архитектурной графики, в целом качественного восприятия архитектурной среды, расширилась до границ жанра ведуты и ее трансформации в печатные открытки. Это позволило погрузиться в метаконтекст индивидуальной и коллективной памяти».
Как ценитель подлинной красоты и памяти об исторических местах, Андрей Ноаров предстает в первой части выставки как коллекционер. В его личном собрании хранятся работы таких мастеров, как Джованни Батиста Пиранези, Станислав Владиславович Ноаковский, Анна Петровна Остроумова-Лебедева, Владимир Алексеевич Щуко, Владимир Иванович Соколов, Яков Григорьевич Чернихов и других. Среди предметов – печатная графика (гравюры, автолитографии, ксилографии), а также рисунки, альбомы и авторские подписные открытки. Показ на выставке частной коллекции Андрея Ноарова, предназначенной для вдумчивого погружения, раскрывает секрет творческого вдохновения и становится эстетическим манифестом работ художника.
Андрей Ноаров. Классический Петербург. Фантазия. Бумага, смешанная техника. 2022
Центральная часть экспозиции демонстрирует публике работы Ноарова художника. Большое время он проводит в поездках по европейским и русским городам, где создает виды с натуры, этюды, оттачивая свое мастерство рисунка. Беря за основу реальные виды, он дополняет их образами, рожденными в воображении как мозаика из многочисленных впечатлений, графических набросков и произведений мастеров XVIII–XIX веков, экспериментирует с материалами, техникой и каждый раз создает необычные по ассоциациям и настроению произведения. Автор выстраивает диалог со зрителем, последовательно погружая его в разнообразные культурные контексты и пласты истории, проходя совместный путь от наброска к завершенной композиции.
Андрей Ноаров, художник и архитектор: «Мне было интересно создать серию монументальных образов архитектурной среды не для идеального человека, не для "человека будущего", а просто для человека с определёнными культурными ассоциациями. Попытаюсь проследить некоторые особенности возникновения архитектурных фантазий на примере своих отдельных работ».
Светлана Цыщук, куратор выставки: «Трогательность и лиричность работ Андрея Ноарова сочетаются с особым чувствованием архитектуры, ее глубинных основ. Можно сказать, что он отражает саму природу архитектуры. Каждый этюд с натуры или сочиненная композиция несут в себе память о великих мастерах, таких как, например, Саврасов или Пиранези. Строчки из поэзии возникают в сознании более искушённого зрителя, но для всех, как искусствоведов, так и любителей искусства, творчество и талант Ноарова станут бесценным открытием».
Выставка подталкивает к размышлению на тему идеального, как творческого противопоставления реальному, а также рассказывает о связи частного коллекционирования и музейного хранения.
Дарья Тишкова, куратор выставки: ««Идеальные города» — это художественный образ, объединяющий все части выставки в панораму архитектурных миражей, попадая в которые узнаешь парадные фасады памятников известных городов».
Кураторы выставки предлагают зрителю принять участие в легком и непринужденном путешествии. Посредством ассоциаций, не лишенных доли иронии и возникающих на пути миражей, открывается целая панорама исторических перспектив и будоражащих сознание образов «идеальных городов» Андрея Ноарова.
Кураторы выставки: искусствовед, научный сотрудник отдела хранения архитектурно-графических фондов XVIII-IXX веков Светлана Цыщук, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Дарья Тишкова.
Андрей Ноаров – архитектор и художник. Родился в Москве в 1977 г. В 2001 г. закончил МАРХИ, с этого же года работал в ЦНРПМ. С 2002 года преподает на кафедре рисунка в МАРХИ. Участник нескольких российских и международных конкурсов: ArtPreview, «АрхиГрафика» и других.
На первой иллюстрации: Андрей Ноаров. Венеция ночью. Архитектурная галлюцинация. Бумага, смешанная техника. 2019
Историческая справка:
Ведута (итал. veduta — вид, точка зрения) — это переданный в мельчайших подробностях живописный вид, рисунок или печатный оттиск, отличающийся фотографической точностью, обычно крупного формата. Жанр ведуты как идея «картинки на память» возник в западноевропейском искусстве в XVII веке и был распространен на протяжении XVIII–XIX веков, его корни уходят в эпоху Ренессанса. Наибольшего расцвета ведута достигла XVIII веке в венецианской школе в работах художников и граверов: Микеле Мариески, Франческо Гварди, Марко Себастиано Джампикколи. Представленный самостоятельно, этот жанр пейзажной живописи имеет название каприччио (итал. capriccio — каприз).
Анонсы: