Новости / Анонсы / МУАР представит траекторию конструктивизма - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Новости / Анонсы / МУАР представит траекторию конструктивизма

МУАР представит траекторию конструктивизма

Дата публикации: 10.12.2025
43
В Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации с 19 декабря 2025 будет проходить выставка «Конструктивизм. Траектория метода. К 100-летию ОСА», посвященная содружеству конструктивистов из ОСА – Объединения современных архитекторов. 
 
Теоретики и творческие лидеры одной из ключевых архитектурных концепций ХХ столетия – Михаил Барщ, Андрей Буров, братья Веснины, Вячеслав Владимиров, Моисей Гинзбург, Яков Корнфельд, Иван Леонидов, Игнатий Милинис, Александр Никольский и Георгий Орлов – негативно относились к восприятию конструктивизма как очередного художественного стиля. Архитекторы предпочитали использовать понятие «метод», который был для них не столько технологией проектирования, сколько способом осмысления процессов, новых социальных связей и практик, формировавшихся в советском обществе в 1920 – 1930-е годы. 
 
«В рамках Объединения современных архитекторов сформировалось наиболее масштабное и влиятельное течение советского архитектурного авангарда – конструктивизм. Приуроченный к 100-летию ОСА выставочный проект – это глубокое теоретическое исследование, призванное показать, как формировалось творческое мышление конструктивистов и кристаллизовался уникальный метод проектирования, оказавший мощное влияние на развитие отечественной и мировой архитектуры. Визуальный ряд выставки составляют наиболее эффектные и выразительные произведения мастеров конструктивизма, широко известные и представленные публике впервые, из коллекции Музея архитектуры и еще 16-ти государственных и частных собраний», отмечает Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры.
 
Дворец культуры Пролетарского района (автозавода им. И.В. Сталина, автозавода им. И.А. Лихачёва) в Москве
Архитекторы А.А. Веснин, В.А. Веснин, Л.А. Веснин
Фотография. 1940-е годы. 
Копия – цифровой отпечаток
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
 
Три этажа Флигеля «Руина», где будет представлена выставка, поделены на семь разделов, последовательно рассказывающих о конструктивизме как системе творческого мышления.
 
На первом этаже готовят два раздела: «Метод и пространство» и «Плоскость». Здесь описываются представления эпохи об окружающем пространстве, связанные с идеями освоения неба и расширения инженерных возможностей. 
 
Среди ключевых тем раздела – художественное осмысление новой конструктивной системы из металла, железобетона и стекла, которое нашло отражение в проектах клубов Ивана Леонидова, здании Коминтерна Лидии Комаровой, Дворце Лиги Наций Ханнеса Майера и Ханса Виттвера. Новый подход к устройству свободной внутренней планировки иллюстрируют театрально-зрелищные проекты братьев Весниных, белые виллы Ле Корбюзье, павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне авторства Людвига Миса ван дер Роэ и другие графические произведения. Особое внимание уделено концепции мобильной жилой ячейки и градостроительной концепции дезурбанизма, перевернувшей представление о жилье и пространстве города. Многие графические материалы этих разделов демонстрируются впервые. 
 
Второй этаж выставки будет посвящен конструктивизму как социальному проекту по переустройству общества, который раскрывается в трёх разделах: «Организм и организация», «Модуль», «Массовые действа». Конструктивизм здесь становится архитектурой, в которой функциональность и практичность отражают новую психологию коллективного образа жизни. Каноническими в этом отношении стали проекты коммуны для горнорабочих Анжеро-Судженска Николая Кузьмина и дома-коммуны, разработанного в секции типизации Строительного комитета РСФСР Михаилом Барщем и Вячеславом Владимировым. Специально для выставки были созданы их макеты-реконструкции. 
 
Отдельный сюжет на выставке раскрывается в разделе «Стиль», где собраны представления о конструктивизме не как о методологии проектирования, а как о модном художественном направлении в архитектуре. 
 
Бригада Секции социалистического расселения стройсектора Госплана РСФСР: М.Я. Гинзбург (руководитель), К.Н. Афанасьев, М.О. Барщ, В.Н. Владимиров, Г.А. Зундблат, И.Ф. Милинис, С.В. Орловский, М.А. Охитович, А.Л. Пастернак, Г.Г. Савинов, Н.Б. Соколов
Проект однокомнатной жилой ячейки (индивидуальное жилище). Аксонометрия 1929–1930.
Реконструкция Музея архитектуры им. А.В. Щусева. 1970-е годы.
Картон, карандаш, акварель, тушь.
 
Завершает экспозицию раздел «Архетип», представляющий проекты 1930-х годов, созданные в атмосфере напряжённых творческих поисков, связанных с «освоением классического наследия». Эти эксперименты в области пластической обработки фасадов представляют собой адаптацию и развитие конструктивистского метода 1920-х годов. Помимо проектной графики об этом говорят сами экс-конструктивисты, чьи цитаты становятся здесь самостоятельными экспонатами.
 
«Архитектура конструктивизма как предмет рефлексии в отечественной экспозиционной практике представляет собой определенную сложность. Её образ зачастую ограничен дискурсом коллективной психологии «жизнестроения», связанным с социально-политическим климатом страны в 1920-е годы. За редким исключением, в фокусе внимания оказывается типологическое разнообразие архитектуры раннесоветского государства (дома-коммуны, фабрики-кухни, “дворцы” пролетариата...), а не сам принцип профессиональных воззрений конструктивистов. Более того, привычность термина стала причиной того, что конструктивизм используется не как самоназвание одного из движений, уникального и самобытного, а как удобный зонтичный термин для всей отечественной архитектуры модернизма», рассказала Елена Власова, куратор выставки.
 
В экспозиции будет представлено более 170 предметов из фондов Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеки, Государственной Третьяковской галереи и других музейных и архивных собраний, частных коллекций. Среди них — проектная архитектурная графика, художественные эскизы, макеты, фотографии, архивные документы, периодические издания — значительная часть из которых является редкостью на выставках.
 
Выставку сопровождает обширная просветительская и образовательная программа, в том числе для семейной, детской и подростковой аудитории.
 
Отметим, что Музей архитектуры им. А.В. Щусева совместно с издательством «Бослен» готовит выпуск одноимённого научного издания, презентация которого запланирована на весну 2026 года.
 
Выставка «Конструктивизм. Траектория метода. К 100-летию ОСА» будет проходить по 29 марта 2026 года в Музее архитектуры, Флигель «Руина.
 
Куратор выставки — Елена Власова, главный научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, кандидат философских наук.
Архитектура и дизайн выставки — бюро DD:A|D
 
Изготовление макетов — подразделение архитектурно-дизайнерского холдинга BURO ALL – 3D Лаборатория BURO ALL 3D LAB
 
Иллюстрации предоставлены Музеем Архитектуры им. А.В. Щусева.
На первом фото: Конкурсный проект комбината газеты «Известия» в Москве. Фасад редакционно-издательского корпуса. 1940. Авторы: И.И. Леонидов, М.Т. Чалый 
Дерево, карандаш, тушь, акварель, гуашь, белила, серебрение
 
 
 

Анонсы:

МУАР представит траекторию конструктивизма
Андрей Малахов станет куратором выставки на Московской неделе интерьера и дизайна
Открыта регистрация на крупнейшую в мире выставку камня
Архитектура невозможного. ММОМА открывает персональную выставку Антона Чумака
В Пушкинском музее открывается крупнейшая выставка Шагала
 
Все права защищены. 
© 1998-2025 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры