Музей Востока (Москва) с 25 декабря 2025 г. принимает в своих стенах Седьмой Фестиваль китайской живописи гунби – выставку «Сто пионов». В экспозиции представлены разные стили и жанры традиционной китайской живописи: более 150 произведений. Их создали 80 китайских и российских художников. Отметим, что фестиваль живописи гунби в Москве впервые прошел в 2018 году. Он проводится один раз в два года. За это время его посетили более 60000 человек, почти 1600 стали участниками мастер-классов.
Центральное место в экспозиции заняли работы участников проектов «Сто пионов» и «Цветущие иероглифы». Вдохновением для авторов стал «Сборник ста сортов пионов», написанный китайским художником Цзян Тинси для императора Юнчжэна маньчжурской династии Цин (1723-1735). В сборнике – 92 вида пионов, участники проекта повторили 40 из них.
«Благодаря своей красоте пионы на протяжении тысячелетий украшали императорские сады Поднебесной и были доступны только знати, за что получили статус «царя цветов» и стали олицетворением власти, достоинства и величия. Пионы – национальный символ Китая и один из основных мотивов в традиционной китайской живописи. Их изображения служат выражением благопожелания богатства, славы и процветания. В русской культуре пион также имеет глубокое символическое значение и ассоциируется с памятью и уважением к прошлому. В этом смысле серия «Сто пионов» в высшей степени созвучна проекту «Цветущие иероглифы», посвященному 80-летию Победы в Великой Отечественной войне», – объяснила куратор выставки, художник Оксана Шарова.
Ян Пэйсюань. Родина тумана
«Пионы так прекрасны и аромат их так чудесен, что мир будет длиться вечно» – эту фразу составили участники проекта «Цветущие иероглифы» из восьми иероглифов. Они превратили письменные знаки в произведения искусства, выполненные в жанре «цветы и птицы» – наиболее популярном для создания картин в стиле гунби.
Симонова Нина. Предзимье
С китайского языка «гунби» дословно переводится как «тщательная или прилежная кисть». Этот стиль, зародившийся около 2000 лет назад, отличают реалистичность и особое внимание к деталям. Работая в технике гунби, мастер сначала прорисовывает тушью контур изображения, а затем заполняет рисунок минеральными красками, нанося их слой за слоем.
«Поскольку такие краски весьма долговечны и создают яркий колер, картины в стиле гунби выглядят очень декоративно. Именно в этой технике работали китайские художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати», – рассказала куратор выставки, президент Московского клуба китайской живописи гунби Юлия Толмачёва.
Толмачева Юлия. Дождь на Хайнане
Гунби – эталон перфекционизма в китайской живописи. Это один из самых трудоёмких стилей, который служит отображением китайского менталитета: погони за недостижимым совершенством, полного посвящения себя работе, глубокого уважения к традициям. Насколько он оказался близок российским художникам, гости фестиваля могут понять, сопоставив произведения мастеров двух стран. Среди участников экспозиции – Ян Пэйсюань, член Союза художников Китая, рекомендованный художник Ярмарки искусств Гуанчжоу, впервые представляющая свои работы в России, а также последователи традиционной китайской живописи, хорошо известные как у себя на родине, так и российским зрителям, преподаватели Онлайн Школы Гунби: Ту Чжунь, Чжоу Бин, Ли Чжэ и Гун Сюэцин.
Расширят выставку образовательные мероприятия: экскурсии, лекции и мастер-классы.
Передернина Яна. Душа
Фестиваль организован Московским клубом любителей китайской живописи гунби при поддержке Китайского культурного центра в Москве и продлится до 25 января 2026 года. Кураторы выставки: Лидия Шмотикова, Юлия Толмачева, Оксана Шарова.
Савюк Алена. Первый снег. Путь освещен
Источник: Музей Востока
Анонсы: