Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечается День строителя. В этот день уместно рассказать о ВДНХ, как архитектурном заповеднике, ведь многие здания выставочного комплекса являются памятниками истории. За 84 года здесь работало множество талантливых архитекторов, строителей, реставраторов. В разные годы над фасадами павильонов трудились Александр Жуков, Евгений Вучетич, Александр Дейнека.
Сегодня воссоздание и реставрация исторических зданий ВДНХ, а также строительство новых объектов — важная часть работы по возрождению Главной выставки страны.
Замысел и результат великой стройки
Строительство Выставки началось во второй половине 1935 года по плану, разработанному архитектурной мастерской выставочного комитета под руководством В.К. Олтаржевского. Именно этот талантливый архитектор задумал Выставку с 250 павильонами, аллеями, прудами и фонтанами. Эта идея была изменена в дальнейшем, но ряд элементов первоначального плана сохранился до сих пор. Неприметный пустырь у северо-восточной границы Москвы должен был превратиться в уникальный выставочный город.
Здания для Выставки возводили из типовых деревянных деталей. Затем временные деревянные павильоны перестроили и усовершенствовали, чтобы они смогли простоять пять лет, а также отражали наиболее характерные черты национального стиля каждой из союзных республик и регионов РСФСР.
За оформление выставки отвечали архитекторы Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх, Леонид Поляков, скульпторы Сергей Коненков, Сергей Меркуров, Георгий Мотовилов, художники Александр Дейнека, Александр Бубнов, Евгений Лансере, Кукрыниксы, Павел Соколов-Скаля и другие. План Выставки строился по принципу последовательного развертывания новых ансамблей.
В июле 1938 года с выставки «Экспо-37» в Париже привезли скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» и установили на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ, а 1 августа 1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была торжественно открыта.
С точки зрения архитектурной формы большинство павильонов ВСХВ имели классицистическую основу, а в наиболее важных строениях ощущалось влияние стиля ар-деко. Создатели республиканских и зональных павильонов старались выразить национальный колорит, черпали вдохновение в народных орнаментах, чеканке, резьбе и других народных промыслах. Апофеозом Выставки, самым большим и самым эффектным ее объектом стал павильон «Механизация» (архитекторы И.Г. Таранов, В.С. Андреев, Н.А. Быкова). В этом грандиозном сооружении, напоминающем эллинг, демонстрировались советские гусеничные и колесные тракторы, грузовые машины и сельскохозяйственные самолеты. Средняя часть современного павильона сохранилась от ВСХВ 1939 года. Сегодня в павильоне располагается музейный комплекс мирового уровня — центр «Космонавтика и авиация».
Второе рождение ВДНХ
В 1954 году состоялось второе рождение ВДНХ. Усилилась ретроспективная составляющая Выставки, появились знаменитые фонтаны, а павильоны были частично перестроены. Тогда же стеклянный купол павильона «Механизация» украсили кремлевской звездой. Также появился новый Главный вход (триумфальная арка в духе XVIII–XIX веков), ансамбль Главного входа дал начало новой планировочной оси Выставки, сформированной в рамках нового генерального плана.
Новая эстетика ВДНХ отвечала запросу на создание торжественного архитектурного ансамбля, выражающего пафос победы в Великой Отечественной войне и послевоенного возрождения страны. Архитектурный облик Выставки, сложившийся в этот период, во многом сохранился до наших дней.
На реконструкцию и проектирование павильонов повлияло строительство в столице высотных зданий. Очертания знаменитых московских высоток читаются и в здании нового Центрального павильона ВДНХ, которые проектировали архитекторы Ю.В. Щуко и Е.А. Столяров, и в реконструированном павильоне Московской области, его автор — знаменитый советский архитектор Д.Н. Чечулин, и в некоторых небольших постройках, таких как павильон Центросоюза (архитекторы Р.Р. Кликс и Б.С. Виленский).
В 1963 году было принято решение об изменениях в работе ВДНХ — выставка стала круглогодичной. Тогда же здесь начали появляться образцы современной архитектуры. Это павильоны «Газовая промышленность» (№21, архитекторы Е.Б. Анцута и В.В. Кузнецов), «Цветоводство и озеленение» (№29, архитекторы И.М. Виноградский, А.М. Рыдаев и другие), «Семена» (№7, архитектор З.Е. Арзамасова) и другие, сохранившиеся до наших дней.
Возрождение Главной выставки страны
Уникальный архитектурный ансамбль ВДНХ не имеет аналогов в мире и на протяжении многих десятилетий сохраняет планировочную структуру, ключевые постройки и малые архитектурные формы. Сегодня гости Выставки могут любоваться павильонами, фонтанами и арками не только благодаря таланту их создателе, но и мастерству тех, кто работает над реставрацией и воссозданием этого великолепия.
Современная ВДНХ бережно хранит свое архитектурное прошлое — историю, воплощенную в камне. На 26 из 49 объектов, имеющих статус объектов культурного наследия федерального значения, включая архитектурные элементы и сооружения, уже завершены работы по научной реставрации и воссозданию. На 15 объектах ВДНХ в настоящее время ведутся работы.
В 2023 году планируется завершить работы по реставрации и приспособлению еще девяти объектов культурного наследия. Также планируется завершение строительно-монтажных работ по шести объектам. Это павильон №37 «Птицеводство», павильон №50 «Молочная промышленность», павильон №312, где разместится музей им. К.А.Тимирязева, строение №513, где ранее располагался гастроном, строение №546 «Дом связи».
Строятся на ВДНХ и новые объекты. Как и в советские времена, строительство на выставке ведется с применением самых передовых технологий и новаторских архитектурных решений. Так, в ближайшее время на Выставке завершится строительство и состоится открытие павильона «Атом». Это знаковый объект в масштабах столицы. Его создателям удалось реализовать все, что было задумано: гигантскую консольную кровлю, двенадцатиметровые стекла фасада, который станет грандиозной витриной для инсталляций, четыре надземных и три подземных этажа. На консоли будет находиться смотровая площадка, зеленый газон и кафе на крыше.
Открытие павильона планируется 4 ноября 2023 года. Он станет самым современным научно-технологическим выставочным комплексом в мире, рассказывающим об истории и новейших достижениях атомной отрасли, а также культурно-образовательной площадкой.
А уже состоявшимися победами строителей на ВДНХ в этом году можно назвать уникальный арт-объект — урбан-тропу «Лента Мебиуса» — и парк аттракционов «Орион», которые встретили этим летом первых гостей. Парк «Орион» находится в южной части Выставки, в десяти минутах ходьбы от метро «ВДНХ». Аттракционы первой очереди парка, открывшиеся в 2023 году, это: «Лунный экспресс», «Торнадо», «Астродром», «Аэротакси», «Вальс часов» и VR-аттракцион с иммерсивным шоу «Дом страхов».
«Лента Мебиуса» — непрерывный пешеходный маршрут, объединенный с Садом пяти чувств и проходящий по многоуровневой несущей конструкции в сверкающем металлическом коробе. Длина тропы составляет 340 метров, высота сооружения доходит до 9,5 метра, а прогулочная дорожка «Ленты Мебиуса» поднята на 8,4 метра.
Редакция благодарит пресс-службу ВДНХ за предоставленную информацию и фотографии
История: