В роскошном пространстве гастрономического ресторана ZEA в гостинице «Украина» 25 ноября состоялся саммит Московского Бизнес Клуба – «Итоги года рынка недвижимости. Сценарий 2025». Событие, объединившее три мероприятия с уникальным форматом – mastermind, стратсессия и public talk – собрало более 350 специалистов отрасли: собственников и топ-менеджеров строительных компаний, представителей крупнейших банков, архитектурных бюро, подрядных организаций. Колорит средиземноморья и изысканная обстановка ресторана создали приятную клубную атмосферу, способствующую плодотворному нетворкингу и обмену опытом.
Саммит стал не просто местом подведения итогов уходящего года, но и платформой для анализа текущего состояния рынка недвижимости и стратегических прогнозов на 2025 год. Участниками стали: ГК Кортрос, Концерн Русич, Концерн КРОСТ, РГ-девелопмент, Главстрой Девелопмент, Неометрия, Upside Development, MR Group, ГК ФСК, ГК А101, группа Родина, DOGMA, Aston Development, Атлас Девелопмент, Level Group, BMC Development, ГК БЭЛ Девелопмент, ГК ГАЛС, S. Holding, Regions Development, Capital Group, Sea Breeze, Русская Медиагруппа, КП “УГС” и многие др. Присоединились и крупные банки: Банк ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк и Банк БЖФ.
В рамках закрытого бизнес-завтрака «Звучит как план! Маркетинг + Реклама + PR = Продажи!» эксперты делились успешными кейсами, в которых креативный маркетинг и эффективные PR-стратегии сыграли ключевую роль в увеличении продаж.
О том как в кризис создавать востребованный продукт рассказала директор по продукту ГК «КОРТРОС» Ольга Кавжарадзе. В девелоперском продукте тренды не работают поодиночке. Залог успеха — их правильная комбинация, на которую будет откликаться наибольшее количество покупателей. «При покупке квартиры современные клиенты анализируют большое количество предложений, однако решение принимают эмоционально, выбирая тот продукт, который сделает их счастливее и оздоровит. В кризис у потребителей меняются паттерны поведения, происходит трансформация ценностей, уменьшается горизонт планирования, изменяется подход к выбору брендов и ускоряется процесс освоения новых навыков и технологий. При этом в период турбулентности все люди делятся на четыре психотипа, зная свою аудиторию, девелопер может использовать готовые продуктовые тактики и таким образом управлять счастьем своих клиентов».
Принятие решения о приобретении недвижимости зависит от множества факторов, и девелоперы стараются гибко менять стратегию, регулярно внедряя новые технологии и проекты. Еще одним инструментом эффективных продаж поделилась Елизавета Федерко, директор по продажам MOSGRAF: «Известный факт - большинство людей любят глазам, поэтому им важно иметь представление о том, во что они собираются влюбиться. Именно качественный визуальный 3D-контент играет в продвижении объекта решающую роль, потому что лучше любого текста передает ощущения, которые хочет испытать покупатель и расширяет представление о проекте. Архитектурная 3D-визуализация абсолютно точно является эффективным инструментом, который помогает застройщикам привлечь клиентов и увеличить объем продаж».
В условиях высокой конкуренции девелоперы все чаще обращаются к нестандартным маркетинговым стратегиям, используя инструменты lifestyle и fashion коммуникаций для повышения узнаваемости бренда и стимулирования продаж. Фокусируясь на создании эмоциональной связи с потенциальными покупателями и формировании желаемого имиджа.
С участниками Саммита поделились своим опытом Анна Дубровина, директор по коммуникациям и управлению репутацией «Главстрой»: «Одной из ключевых целей работы департамента коммуникаций нашей компании является формирование имиджа “Главстроя” как автора знаковых объектов недвижимости премиум-класса. За счет выстраивания имиджа идет капитализация основного бренда, что помогает продвижению проектов девелопера. И наоборот - успешная реализация интересных и амбициозных проектов положительно влияет на репутацию застройщика. При этом PR не должен выступать только в качестве инструмента экстренной помощи в кризисах, а быть стабильно работающим связующим звеном между аудиторией и застройщиком».
Именно поэтому использование трендовых инструментов коммуникаций оказывается столь эффективным. Они дают глубокое понимание целевой аудитории, представив недвижимость не просто как инвестицию, а как неотъемлемую часть желаемого образа жизни. Несмотря на текущие вызовы, кризисы и изменения в потребительских предпочтениях, у девелоперов появляется множество новых возможностей для роста и внедрения инноваций. Все эксперты сошлись в едином мнении, что турбулентное состояние рынка недвижимости — это период перемен, требующий гибкости, правильного распределения ресурсов и глубокого знания своей аудитории.
Для компании Level Group 2024 стал очень усешным в области коммуникаций, что во многом объясняется целенаправленным и многогранным подходом к PR и комплексной стратегией. Анна Кудрис, руководитель отдела по связям с общественностью Level Group, поделилась итогами и прогнозами с участниками Саммита: «За прошедшие 11 месяцев мы вторые в отрасли (уступили лишь Самолету) по медиаиндексу среди топ-100 СМИ, что говорит о том, что выбранная PR-стратегия работает успешно. Если говорить о прогнозах на 2025 год, мы увидим усиление тренда на виральность и нативность во всех типах коммуникаций. Как следствие, ждем увеличения видео-контента в Телеграм, так как пользователь уже не справляется с объемами текста, которые вынужден через себя там пропускать».
После бизнес-завтрака состоялась закрытая встреча «Девелопмент 3.0», собравшая собственников и топ-менеджеров крупнейших строительных компаний. В доверительной атмосфере обсуждались наиболее актуальные вопросы развития отрасли, включая высокую ключевую ставку, варианты финансовых инструментов для стимулирования спроса, изменения в законодательстве и перспективы инвестирования.
Прогнозы развития рынка недвижимости.
Изменения в ипотечном кредитовании заставляют застройщиков искать новые инструменты для стимуляции спроса в 2025 году. Наступит ли ледниковый период или сейчас создается новая страница истории? Ирина Качурина, начальник Управления, вице-президент Банк ВТБ отметила: «По итогам 2024 года ВТБ прогнозирует выдачи ипотеки в России на уровне 5 трлн. рублей - на 35% ниже, чем годом ранее. Основной объем продаж придется на «семейную» ипотеку, которая займет более 40% в структуре банковских выдач. В 2025 году на динамику рынка жилищного кредитования по-прежнему будет влиять экстравысокая стоимость кредитных средств. С учетом сигналов ЦБ РФ, с большой долей вероятности, она будет сохраняться весь следующий год».
Эксперты представили свои прогнозы развития рынка в будущем, обсуждая перспективы роста цен на жилье, изменения спроса в различных сегментах, и новые технологии, которые будут изменять не только облик недвижимости, но и в целом облик российских городов и повысить качество жизни их жителей.
Одним из вопросов обсуждения стала программа комплексного развития территорий (КРТ).
Как считает Марина Любельская, заместитель генерального директора Концерн КРОСТ: «КРТ сегодня подразумевает не просто строительство жилья, но и реализацию концепции «город в городе» с развитой социальной и транспортной инфраструктурой, продуманным благоустройством и стратегическим подходом к созданию комфортной городской среды, которая отвечает современным требованиям. Программа КРТ представляет собой важный шаг к будущему, где города станут более удобными и привлекательными для жизни.
Анна Боим, коммерческий директор ГК «А101», рассказала о инициативе, которая поможет покупателям решить вопрос накопления первоначального взноса на ипотеку. Компания предлагает разработать программу жилищных накопительных сертификатов (ЖНС), при которой денежные средства участников из заработной платы работодателем переводятся на специальный счет в банке, эти деньги, инвестируются в государственные проекты. Государство инвестирует их в ОФЗ или др. низкорисковые ценные бумаги, которые гарантируются Правительством РФ. Так за несколько лет формируется сумма, достаточная для первоначального взноса по ипотеке. Как только участник программы накопит средства на первый взнос, он может купить квартиру в ипотеку по льготной ставке», - подчеркнул эксперт ГК «А101».
Одной из актуальных тем обсуждения в рамках стратсессии, стала оценка ситуации региональных рынков недвижимости. Продолжая демонстрировать значительную разницу в динамике, регионы становятся все более привлекательными для инвесторов. Эксперты отметили, что наиболее перспективными являются регионы с развитой инфраструктурой, высоким уровнем занятости и привлекательными для переезда условиями.
Участники встречи обсудили развитие девелопмента в регионах РФ. Особое внимание уделялось городу Сочи.
По данным генерального директора ФД «Неометрия» Артема Бортневского: «Сочи вошел в десятку самых дорогих городов мира. Сегодня московский бизнес-класс – это сочинский комфорт, а недвижимость «премиум-класса» курорта сопоставима со столичной по цене. За 10 месяцев 2024 г. средневзвешенная стоимость 1 кв.м. недвижимости в Сочи класса «бизнес» и «премиум» составила 857 тыс. руб., увеличившись по сравнению с прошлым годом на 21%. В «элитном» сегменте цена составила 2,2 млн руб., увеличившись на 52%. При этом, недвижимость Сочи показывает более высокую доходность, чем в Москве».
Стремительный рост обусловлен рядом факторов: уникальным климатом, развитой инфраструктурой, проводимыми крупными международными событиями и, конечно, высоким спросом со стороны покупателей. Однако, подобная ситуация создает как новые возможности, так и серьезные вызовы для всех участников рынка.
Вызовы 2025 года
Под воздействием новых технологий и инновационных решений на рынке недвижимости происходят значительные изменения. Девелоперы, готовые инвестировать в инновации и работать с лучшими из лучших, смогут не только выжить в условиях жесткой конкуренции, но и занять лидирующие позиции на рынке. Важно помнить, что успех — это не только качественные объекты, но и способность предвидеть потребности покупателей. Растущий интерес к столичному рынку у региональных девелоперов значительно усиливает конкуренцию.
Будущее рынка недвижимости уже наступило, и те, кто готов адаптироваться к изменениям, смогут воспользоваться всеми преимуществами, которые оно предлагает. Павел Вишняков, генеральный директор
Knauf Insulation, отметил: «Сегодня мы видим, что новые поколения формируют совершенно новый спрос на жилье. Это касается не только возраста покупателей, но и их предпочтений — экология, умный дом и личное пространство становятся ключевыми факторами выбора. У компании есть комплексные системы для девелоперов, в том числе звукоизоляционные решения, которые не только улучшают качество жизни жильцов, но и значительно упрощают процесс строительства».
Нестабильная экономическая ситуация требует от девелоперов гибкости и умения адаптироваться к изменяющимся условиям. Инновации, партнерство с надежными подрядчиками — вот ключевые факторы, которые помогут девелоперам не просто выжить, но и процветать в динамично меняющемся мире.
Технологии и идеи, которые внедряются сегодня, определяют облик рынка недвижимости завтра. У тех, кто не готов инвестировать в инновационные технологии, шансы на успех значительно снижаются. Необходимо внедрять цифровые решения, оптимизирующие бизнес-процессы и повышающие эффективность работы.
Декабрьский саммит, организованный Московским Бизнес Клубом, стал полезной платформой для обмена знаниями, установления деловых контактов и формирования стратегий на будущее. Участники получили не только ценную информацию, но и обсудили актуальные проблемы, нашли решения для достижения своих целей в условиях нестабильной ситуации. Саммит «Итоги года рынка недвижимости. Сценарий 2025» стал ярким событием, объединив ведущих игроков рынка и задавший вектор развития отрасли на следующий год.
Новости недвижимости: