Открывшаяся 28 октября 2022 года в Государственном историческом музее выставка «Сны Сибири» рассказывает о древнем и средневековом прошлом Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Проект приурочен к 130-летию крупнейшей железной дороги в мире – Транссибирской магистрали, ставшей главной артерией, которая соединила дальние уголки России с ее европейской частью.
Выставка, подготовка которой заняла два года, объединяет археологию, современное искусство и передовые экспозиционные технологии, чтобы представить яркую картину древней истории и многообразие культуры регионов, расположенных по пути следования Транссиба – магистрали, строительство которой завершилось в рекордно короткие для рубежа XIX-XX веков сроки.
В залах музея можно увидеть интересные находки, в том числе случайные, а не только полученные в результате археологических раскопок, обнаруженные на территориях, через которые пролегает Великий Сибирский путь, как еще называют Транссибирскую магистраль. В экспозиции представлены артефакты неолита, зооморфные образы железного века и удивительные композиции, относящиеся к пермскому звериному стилю. Особый интерес вызывают копии тысячелетних каменных стел, выполненные в натуральную величину на основе специально построенной трехмерной модели. Кроме древних артефактов экспонируются и произведения современных художников, проживающих в разных городах Сибири.
Предлагаем небольшой фоторепортаж с выставки.
В четырех залах музея Сибирь раскрывается последовательно, как будто из окна Транссибирского экспресса, пересекающего ее с запада на восток. И открывается как многомерность образов жизни человека в различных природных и культурных условиях, как пространство поиска себя в мире и выстраивания своей вселенной, удивительной и непохожей на вселенную европоцентричного человека Нового времени, как пространство мечты и ее воплощения, как в древности так и в наше время.
Открывает выставку зал с интерактивным панно. Изображения движутся, волк приседает и воет, поезд движется по рельсам, сова внимательно наблюдает за посетителями. К некоторым изображениям археологических находок можно поднести руку, и они оживают, рассказывая свою историю.
В следующие залы, в которых расположена основная экспозиция, нужно пройти под имитацией старинного амбара.
На торжественном открытии выставки выступили Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея, Константин Могилевский, председатель правления Российского исторического общества, директор фонда «История Отечества», Андрей Кривошапкин, директор Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Марина Бондарева, директор Фонда развития науки и культуры «Таволга», Кирилл Светляков, искусствовед, заведующий Отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, куратор раздела современного искусства выставки «Сны Сибири», Петр Бирюков, главный художник выставки «Сны Сибири».
Алексей Левыкин поздравил с открытием выставки и рассказал: "Сибирь - это выдающаяся часть нашей страны. Выдающаяся и в той роли, которая она сыграла в развитии всего человечества, потому что сейчас мы обладаем уникальными знаниями о том, что через этот континент проходили племена и народы, которые оказывали влияние не только на Сибирь и нашу страну, они влияли на весь мир. Авторы концепции и создатели выставки хотели поделиться той уникальной историей, той уникальной цивилизацией, теми событиями, произведениями, которые связаны со вселенной, которая называется Сибирь. Это отдельные раритеты и значительные проекты, связанные с этой территорией и не случайно эта выставка посвящена одному из самых уникальных проектов в истории нашей страны – Трансибирской магистрали, красивейшей железной дороге, которая связала всю нашу страну".
Константин Могилевский пояснил подход к построению экспозиции: "Археологические предметы, которые на протяжении сотен, тысяч лет сохраняются в земле, умеют разговаривать. Но они умеют разговаривать с теми, кто понимает их язык. Для того чтобы, расспросить эти предметы и получить от них ответы о том, в какой они жили среде, как протекала жизнь вокруг нужно иметь профессиональную подготовку. Поэтому для публики всегда такие выставки оставляют смешанное впечатление. С одной стороны, это красивые предметы, даже произведения искусства того времени. С другой стороны, не очень, без специальных объяснений понятно какая была их функция, как они использовались. Авторы выставки предлагают нам в своем необычном подходе окунуться в среду в которой бытовали эти предметы… и поговорить с ними."
Андрей Кривошапкин отметил: "Каждый из предметов, представленных на этой выставке, обладает своей собственной историей и является гордостью любого музея. Важность этой выставки в том, что здесь создается высокий уровень эмоций. Люди, посетившие выставку, именно через эмоции, через свое художественное восприятие, увидят прошлое. С этим и связано название выставки «Сны Сибири», немного ненаучное, апеллирующее к эмоциям человека".
Марина Бондарева: "История Сибири до сих пор подобна айсбергу и мы знаем лишь малую её часть. Не из-за того, что она не изучается, а потому что территория настолько огромна и богата артефактами, и чтобы изучить это нужно очень много поколений. В истории региона кроятся тайны происхождения человека, например, знаменитая Денисова пещера. Сибирь – это кладовая древнего искусства. Тем не менее на выставке представлено не только древнее искусство - примеры звериного стиля, петроглифы, хакасские идолы, но и современное искусство".
Изображение птицы с личиной на груди. VI в. до н. э. — V в. н. э. Кулайская культура. Томский краеведческий музей им. М.Б. Шатилова
Ажурное изображение мифического существа с двумя головами. Бронза. VI в до н. э. - V в. н. э. Томская область
Пластина с изображением антропоморфной личины в рогатом головном уборе. Бронза. Посл. четв. I тыс. до н. э. - перв. пол. I тыс. н. э.
Прорезная пластина с изображением троичного антропоморфного мифического персонажа со звериными и птичьими чертами, стоящего на "ящере". Бронза. VIII-IX век. Пермсий звериный стиль
Секира парадная. Бронза. VII - нач. VI в. до н. э. Архангельская область, Пинежский р-н, берег реки Пинеги. Случайная находка
Деталь украшения конской узды в виде фигуры грифона. Дерево. V-III вв. до н. э. Республика Алтай
Декоративный наконечник шейной гривны. Дерево. V-III вв. до н. э. Республика Алтай
Статуэтка "Кондонская Нефертити". Глина. IV - III тыс.до н. э . Хабаровский край.
Экспозиция оснащена тактильными моделями (выполненными в увеличенном размере и в натуральную величину), этикетками со шрифтом Брайля.
Стеллы и плиты Минусинской котловины. Камень. Кон. III - нач. II тыс. до н.э..Копии.
"Царская охота". Даши Намдаков. 2016. Бронза
"Цель". Даши Намдаков. 2011. Бронза
«В одном и залов демонстрируются работы современных художников, которые в своей практике обращаются к археологическому наследию Сибири, – комментирует искусствовед, консультант выставки Кирилл Светляков. – Это не только использование некоторых образов или элементов стилевого языка, но также поиски культурной идентичности в условиях постмодерна. Так древние памятники из первых залов вступают в диалог с образцами неоархаики».
Подробнее о выставке
здесь
События: