Новости / События / На ВДНХ открылась выставка «Ты выглядишь на все 100!». Хорошо, что это о транспорте - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Новости / События / На ВДНХ открылась выставка «Ты выглядишь на все 100!». Хорошо, что это о транспорте

На ВДНХ открылась выставка «Ты выглядишь на все 100!». Хорошо, что это о транспорте

Дата публикации: 06.11.2024
410
В Музее Транспорта Москвы на ВДНХ с 7 ноября открывается выставка «Ты выглядишь на все 100!», которая рассказывает о самых ярких дизайнерских решениях в истории автомобильного, рельсового и водного транспорта в России за последние сто лет. 
 
В четырех разделах выставки площадью 1500 кв.м демонстрируются оригинальные исторические экспонаты, редкие архивные материалы, а также воссозданные модели и макеты несохранившихся уникальных транспортных средств. Представленные модели транспорта охватывают периоды развития в СССР и современной России транспортного дизайна от первых автомобилей и мотоциклов прошлого века до электросудов и электромобилей нашего времени.
 
Заслуживающей отдельного внимания особенностью выставки стал рассказ о транспортных дизайнерах, работающих на пересечении техники и искусства. В отличие от архитектуры, в которой имена зодчих известны, в транспортной сфере тема авторства обычно скрыта. Стоит отметить и важный аспект работы автомобильных дизайнеров в СССР. В западных странах дизайн был элементом маркетинга и позволял лучше продавать автомобили, бороться за покупателя. У нас же энтузиасты-разработчики боролись именно за отточенную красоту своих произведений, за чистоту стиля, ведь конкуренции производителей не было. По меткому выражению Ильфа и Петрова, вложенного в уста Остапа Бендера, "Автомобиль не роскошь, а средство передвижения".
 
В портике павильона расположилась масштабная инсталляция, которая плавно погружает зрителя в атмосферу и тему выставки.
 
 
Начинается путешествие в историю транспортного дизайна с ее центрального образа — модели микроавтобуса «Старт» из частной коллекции. Над ней под потолком парят полотна вуали, на которых изображены чертежи инженерных узлов, дизайнерские эскизы и схемы автомобилей, мотоциклов, кораблей. Узнаваемые и в то же время ускользающие от зрителя образы, теряя свою материальность, показывают, как изначальные идеи и замыслы дизайнеров изменяются под воздействием времени и исторических событий.
 
Представила выставку директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко. Она рассказала: «Посетители выставки не только увидят стилистические изменения, которые произошли с транспортом за последние сто лет, но и поймут причины этих преобразований. Узнают, как отечественныи? транспортныи? дизаи?н складывался и трансформировался вместе со странои?, переживал ее взлеты и падения, и о людях, которые проектировали всю эту технику. Нам хотелось сделать историю более человечной и рассказать не только о изобретении, но и о изобретателе, поэтому одна из важнейших тем, звучащих на выставке, это профессия транспортного дизайнера. Мы часто называем марки автомобилей или знаменитые заводы-производители, но совсем немного знаем о художниках, стоявших у истоков отечественного дизайна».
 
Среди оригинальных экспонатов — редчайшие автомобили отечественного производства: «ЗиС-Спорт» (1939), «Москвич-Турист» (1963), ГАЗ-3105 (1992), «ВНИИТЭ Макси» (1967), образ машины будущего «Молния» (2024), а также последние образцы современного транспортного дизайна.
 
Темно-синий «ЗиС-Спорт» является одним из главных экспонатов и притягивает не только блондинок, представляющих себя мчащихся в кабриолете по приморской дороге Южного берега Крыма. Автомобиль уникален по многим причинам и его история особенно интересна. Созданный в СССР в 1939 году, он явно должен был остаться концептом, отвлеченной фантазией авторов. Однако модель удалось "протолкнуть" в производство. Каким образом? Молодые инженеры КБ экспериментального цеха ЗИС построили эту машину по собственной инициативе, на шасси представительского ЗИС-101. Понимая, что родстер - роскошный спортивный двухместный кабриолет - точно не будет востребован народом и партией, энтузиасты придумали особый ход: они преподнесли его в качестве одного из "подарков матери-Родине" к 20-летию комсомола, о чем свидетельствует шильдик на капоте. Дизайн разработал Валентин Ростков при участии Анатолия Пухалина, Владимира Кременецкого и др. Отметим, что на выставке представлен не оригинал автомобиля, к сожалению не дошедшего до наших дней, а реплика 2012 года. «ЗиС-Спорт» погиб во время войны - он не был эвакуирован из Москвы.
 
 
 
Специально для выставки российский художник Миша Most представил визуальные размышления о взаимодействии человека и новых технологий, отраженные в формате эксклюзивной оклейки кузова электромобиля «Атом». «Атом» — электромобиль-гаджет нового поколения с электронной архитектурой: собственная кибербезопасная операционная система «Атом ОС», цифровой маркетплейс и уникальный идентификатор «Атом ID». Для защиты цифровых систем электромобиля используется шлюз безопасности Kaspersky Automotive Secure Gateway (KASG). Управление будет производиться с помощью руля с сенсорным дисплеем, голосового помощника и проекции дополненной реальности на лобовом стекле (AR HUD). Все это создает принципиально новый опыт взаимодействия человека с автомобилем. Атом — российский бренд, разрабатывающий электромобиль-гаджет, гармонично вписывающийся в новую городскую среду и учитывающий актуальные тенденции ее развития. В настоящее время электромобиль Атом находится на финальном этапе тестирования функциональных прототипов и готовится к старту серийного производства, но уже привлекает внимание своей инновационной концепцией. 
 
Электромобиль «Атом» в "спецформе". Уникальность процесса оклейки электромобиля заключается в том, что художник работал с каждой деталью по отдельности, а не покрывал весь автомобиль целиком. Поэтому он создал пять самостоятельных живописных композиций, которые были аккуратно нанесены на боковые стороны, переднюю и заднюю части, а также на крышу автомобиля. «Я занимаюсь созданием произведений на стыке искусства и технологий. Активно сотрудничаю с программистами и инженерами, а также исследую новые открытия в сфере ИТ и науки. В рамках проекта я создал арт-объект, используя кузов электромобиля вместо холста. В данном подходе мне нравится сочетание бумажной текстуры и живой акварели с технологичным дизайном кузова. Сочетание искусства и технологий, дизайна и инноваций, и их коллаборация в итоге создает уникальный результат. К тому же я уверен, программисты и инженеры — такие же творцы, как и художники. И в рамках этого проекта наши креативные усилия сливаются в единую концепцию. Объединяться ради создания чего-то нового, на мой взгляд, — секрет прогресса», рассказал Миша Most.
 
Посетители смогут увидеть масштабные модели и макеты уникальных транспортных средств: первого отечественного легкового автомобиля НАМИ-1 (1927); футуристического «Шаропоезда» (1932–1933); единственного глиссирующего по воде пассажирского судна вместимостью до 150 человек — катамарана ОСГА-25 (1937–1938); трамвая ЛМ-57 (1957) по прозвищу «Стиляга»; получившего международное признание автобуса ЗИЛ-118 «Юность» (1963).
 
 
 
Макет шаропоезда
 
Конструктор Алексей Никитин много лет исследовал обтекаемость автомобилей и определил, что оптимальная форма - каплеобразная. Экспериментальный автомобиль ГАЗ-А-АЭРО, разработанный в.1934 г.(!), каплевидный во всем - от капота до обтекателей колес. Сопротивление воздуха удалось понизить почти в два раза!
 
В конце 1930-х годов конструктор Владимир Гартвиг создал уникальный пассажирский глиссирующий катамаран - огромное "крыло" на двух изящных лодках-пантонах, которые в пути едва касались воды. ОСГА-25 вмещал до 150 пассажиров, развивал скорость до 96 км/час. В 1940 году глиссер-катамаран весь теплый сезон курсировал между Сочи и Сухуми. Уничтожен во время войны...
 
ГАЗ-М-20 "Победа". Ее начали выпускать уже в 1946 году и общее число составило почти 200 тысяч штук.
 
Трамвай "стиляга" создан по проекту архитектора Иосифа Вакса. С 1957 по 1986 трамвай колесил во многих городах СССР
 
На основе малолитражки "Москвич-408" был разработан и кабриолет. В серию по понятным причинам он не пошел - гран-туризм не был распространен в СССР.
 
Армейский джип УАЗ-469, полюбившийся и охотникам, разработал Альберт Рахманов, выпускник МАМИ
 
Карьерный самосвал "БелАЗ-540" разработан по эскизам дизайнера и архитектора Валентина Кобылинского и обладал чистым, геометричным дизайном
 
На выставке представлены транспортные проекты Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» в формате VR: городской электропоезд семейства «Иволга», разработанный специально для Трансмашхолдинга, и футуристический концепт — смарт-система «O-III». Надев очки, посетители смогут погулять по вагону электропоезда или по виртуальному городу будущего, где пассажиров и грузы перевозит беспилотный транспорт.
 
АЗЛК-2144 "ИСТРА". Модель разрабатывалась в рамках полученного в 1986 году задания создать "Автомобиль 2000 года". Проект имел массу инноваций. Помимо автоматической коробки передач, регулируемой пневмоподвески, дизеля с турбонаддувом (причем с расчетом на биотопливо) и прочих опций, в концепте были заложены прибор ночного видения, проекция изображения приборов на ветровое стекло, двери "крыло чайки" с подъемом вверх...
 
Концепт CARDI, созданный сотрудниками МАМИ в 1995 году, стилизован под роскошные европейские родстеры 1950-х годов. А через год появился джип-куе NEXT
 
 
Прототип электромобиля "Молния" - седан D-класса на отечественной платформе.
 
Концепт от СПГЧПА им. А.Л. Штиглица
 
Экспозицию дополняют произведения современных художников: работа из ткани Людмилы Барониной, фильм Егора Гиве, инсталляция Ивана Чемакина и созданная специально для выставки абстрактная скульптура Василия Кононова-Гредина.
 
Уместно отметить, что организаторы разработали специализированную околовыставочную программу, а осмотреть экспозицию лучше в рамках экскурсии, на которой можно узнать многие подробности развития транспортного дизайна в нашей стране.
 
Время работы павильона с 11:00 до 21:00, вход до 20:00. Понедельник — выходной день.
Посетить выставку можно до 1 октября 2025 года.
 
Российский автомобильный дизайн был, есть и будет!

События:

Как синергия может помочь строительной отрасли
В Москве открылся юбилейный 50-й Российский Антикварный Салон
В Пушкинском музее открылась выставка «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»
На ВДНХ открылась экспозиция Третьяковской галереи
Китайские компании на мебельном рынке России. Как с ними работать?
 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры