В конце сентября 2019 в Болонье (Италия) состоялась 37-я международная выставка керамической плитки и оборудования для ванных комнат CERSAIE. Здесь, на важнейшем в мире тематическом смотре демонстрируются самые интересные новинки отрасли и выявляются актуальные тенденции дизайна. Традиционно экспозиционная часть CERSAIE совмещена с множеством культурных и деловых мероприятий, направленных на архитекторов, дизайнеров интерьеров, монтажников, конечных потребителей. В пяти конференциях в рамках программы «Строить. Жить. Думать» приняли участие ряд известных архитекторов и дизайнеров, их лекции посетили около 2 500 человек.
Журналист Мария Тереза Рубьяни поделилась своим видением основного вектора деловой программы.
На Cersaie выпуска 2019 доминировала тема устойчивости развития, которая, начиная от инаугурационного приветствия до конференций по архитектуре, присутствовала повсюду: от материалов для укладки до керамических плит, которые не просто красовались на стендах во всем своем блеске, но и демонстрировали с цифрами и диаграммами, брошюрами и каталогами конкретный вклад в экологическую устойчивость на планете, который вносит использование керамики в архитектуре.
С другой стороны, уже в 2010 году Cersaie назвал всю свою культурную программу «Изменение климата», подчеркивая тем самым не только очевидность проблемы климатических изменений, но и назревающие в обществе трансформации, выявленные кризисом 2008 года.
Ahead of our time – таков был лозунг на выставке Coverings в 2019 году для продвижения “Ceramics of Italy”, в котором выражено желание донести до американской публики тот факт, что итальянская керамика была и есть на шаг впереди всех остальных: в дизайне и инновации продукта, а также в вопросе экологической устойчивости, достаточно уделить лишь немного времени и узнать историю промышленной итальянской керамики, которая на протяжении десятилетий находила инновационные решения в вопросах охраны окружающей среды.
И так случилось, что, не договариваясь между собой, выступающие на конференциях по архитектуре «строить, жить, думать» широко обсуждали тему окружающей среды.
Так, например, архитектор из Индии Анупама Кундоо утверждала, что, несмотря на наше обладание большими техническими знаниями, мы продолжаем строить, не обращая внимания на окружающую среду. Об устойчивости развития в широком смысле, а не только экологическом говорила Кундоо, перечисляя факторы, которые проектировщик должен учитывать, как например, демографическая плотность, которая зачастую не соизмеряется с наличием природных ресурсов; тема миграции, порождающая новые сценарии урбанизации, которые выражаются в новых «требованиях» глобализации со стороны новых граждан; как и проблема социальной сегрегации в отношении тех, кто не может позволить себе иметь свой дом и вынуждены жить в гетто.
И Филипе Ассади, известный чилийский архитектор, рассматривал эту тему, прежде всего говоря о необходимости уважать ландшафт: «Ландшафт всегда играет главную роль – подчеркнул Ассади – особенно в Чили, где география и морфология территории намного важнее чем история, которая еще слишком недавняя. Наше отношение с материей связано с землей и природными явлениями. Климат – это параметр, который всегда надо учитывать при проектировании».
О регенерации городских территорий, опять же в ракурсе экологической устойчивости, говорил новозеландский архитектор Брендан МакФарлэйн, который представил некоторые из крупных проектов, реализованных в последние годы, особенно во Франции, начиная с проекта Orange Cube в Лионе, благодаря которому в рамках городской регенерации жителям возвращается культурный и экологически устойчивый объект, вписанный в зеленый массив с променадом и велосипедными дорожками. Затем МакФарлэйн описал проект Living Landscape, реализованный в пригороде Рейкьявика, который сокращает выбросы CO2 в атмосферу.
Целиком и полностью была посвящена экологической теме и отношению архитектуры и ландшафта двойная конференция, на которой выступили аргентинский архитектор Эмилио Амбаш и архитектор из Милана Аттилио Стокки. Амбаш представил на Cersaie конференцию под названием «Зеленое пророчество». Эмилио Амбаш, чьи работы уже в семидесятые годы затрагивали темы устойчивого развития и тогда казались чистой утопией, начал с концепции Природы сегодня: «Мы должны создать вторую Природу, которая будет сотворена руками человека, и она будет неразрывно связана с Природой, данной человеку. Труд архитектора – это труд примирения. Вот почему я говорю о том, что «Зеленое превыше серого» и я создавал здания, которые могли бы вернуть обществу как можно больше зелени, иногда полностью возвращая использованный для строительства участок земли. Архитектурное сооружение должно обращаться к сердцу, и мы должны поменять представление о том, что города существуют для зданий, а периферии для парков». Сразу после него выступил молодой Аттилио Стокки со своей поэтической концепцией проектирования под названием «Нарождающаяся». Аттилио Стокки ставит в центр своей проектировочной деятельности экспериментальный поиск в трактовке природы, которая становится основополагающим элементом в формировании пространства. Среди проиллюстрированных проектов была инсталляция Cuorebosco (2011) – реконструкция кельтского леса, первого исторического центра Милана – спроектированная из металлических стволов, веток в тумане и наполненная птичьим пением, в завершение два последних проекта с участием и по заказу Комитета по охране культуры в Милане: Холм ГЕРМЕСА (2018) при дворце Читтерио и новый важный проект в процессе реализации PAN (2019) – парк Amphitheatrum Naturae -, в печати уже прозванный «Зеленый Колизей».
Архитектура и природа, керамика и решения для жилых помещений, в целом выпуск Cersaie 2019 был вполне успешным, зарегистрировано 112340 посещений, из которых 52997 — иностранные посетители, что составило 47% от общего количества. Салон Керамики для архитектуры и оборудования для ванных комнат по-прежнему подтверждает свой интернациональный характер и продолжает оставаться для мира керамики ежегодным обязательным событием в мировом масштабе.
События: