Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
В прошлом номере вниманию читателя был представлен материал о загородном доме императора Николая I («Коттедж»). Предлагаем продолжить знакомство с архитектурой Петергофа. Речь пойдет об еще одной знаковой постройке, расположенной в парке Александрия, — Фермерском дворце Александра II.
Судьба каждого человека связана с особыми, дорогими сердцу местами, которые формируют его характер и определяют стиль жизни. Если для императора Николая I любимым петергофским домом был Коттедж, то его сын — великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II — прикипел душой к другой, не менее знаменитой постройке в парке Александрия — Фермерскому дворцу.
Необычное его название определено историей бытования старого дома. По европейской традиции пейзажные парки эпохи романтизма часто украшались «сельскими сооружениями» — молочнями, пастушьими хижинами, скотными дворами. Небольшой павильон — Ферма — возник по моде своего времени и на территории царской усадьбы в Александрии. Построенный в 1828 году по проекту шотландского архитектора Адама Менеласа, он был украшен декоративными деталями, выполненными в модном в то время стиле неоготики. Прилегающие к центральной части фасада галереи опирались на стилизованные березовые столбы, а железная кровля по цвету походила на соломенную.
В восточном флигеле Фермы в мансарде родители оборудовали небольшие скромные комнаты для наследника престола. Это решение взрослых определялось их намерением дать старшему сыну большую самостоятельность, научить жизненной независимости. Великий князь Александр Николаевич стал первым представителем правящей династии, которого подготовили для нелегкого бремени власти. С юных лет рядом с ним находился мудрый наставник поэт Василий Жуковский, человек редких душевных качеств, которому удалась задача пробудить в воспитаннике чувства любящего свое Отечество человека и гражданина.
«Он отличался от своих ближайших предшественников отсутствием наклонности играть в царя. Александр II по возможности оставался самим собой и в повседневном, и в выходном обращении. Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался…», — писал впоследствии об императоре Александре II историк Василий Ключевский.