Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Жизнь каждого представителя династии Романовых в нашей исторической памяти неразрывно связана с определенным местом или местами, особо дорогими сердцу каждого из них. Для семьи императора Николая I своеобразной территорией любви стал Петергоф. Царь ценил его спокойную прелесть, упоительную атмосферу гармонии и покоя. Сформированный за многие годы облик петергофской Александрии не походил на золоченое великолепие знаменитого Нижнего парка с его серебряными фонтанами, шумными водометами и веселыми шутихами. Он был другим.
После Петра Великого, основателя приморской резиденции, Николай I стал вторым строителем Петергофа, получив от старшего брата, императора Александра I, большой участок территории, прилегающий к Нижнему парку с востока, где разбили новый парк и построили новые дворцы. Эти земли, до середины 1820‑х годов заброшенные и почти дикие, имели давнюю историю. Отвоеванные у шведов в ходе Северной войны территории, расположенные вдоль побережья Финского залива, раздавались ближайшим приближенным царя для строительства загородных дач. Земли восточнее Нижнего парка Петр I подарил преданному другу и соратнику, герою Северной войны, губернатору Петербурга Александру Даниловичу Меншикову, и на красивейшем месте «светлейший» построил дачу «Монкураж», в переводе — «Моя отвага», которая служила ему до момента опалы, а потом опустела.
При императрице Анне Иоанновне, большой любительницы охоты, эти земли превратились в охотничий парк со зверинцем. Сюда завезли оленей, буйволов, кабанов, зайцев и даже тигров, для которых построили загоны. Когда основной летней резиденцией стало Царское Село, земли оказались заброшенными вторично.
И вот при Николае I прибрежная полоса обрела новых хозяев, и по приглашению великого князя Николая Павловича здесь в разное время работали талантливые архитекторы XIX столетия: Адам Менелас, Иосиф Шарлемань, Андрей Штакеншнейдер, Николай Бенуа. Их творческие идеи пришлись по душе императору и воплотились в жизнь. Августейшие хозяева создали неповторимый и самобытный семейный мир, который любили и которым дорожили.
Обретенные земли петергофской резиденции император преподнес в дар своей супруге, и владение получило название «Собственная ее императорского величества Александры Федоровны дача Александрия». Современники предполагали, что в нем объединялись три имени: первого владельца Александра Меншикова, дарителя императора АлександраI и венценосной хозяйки Александры Федоровны.