В последние годы в нашей стране наблюдается постоянно нарастающий интерес к кирпичному строительству. Закономерным следствием этого процесса стало появление в регионах России предприятий по выпуску строительной стеновой керамики, некоторые из которых сегодня занимают лидирующие позиции в отрасли. К числу таких «передовиков» следует отнести группу BRAER, имеющую собственный завод по производству лицевого кирпича и пустотелого керамического поризованного стенового блока. На вопросы редакции об особенностях керамического производства BRAER рассказывает директор по маркетингу Роман Зэноагэ.
С чем Вы связываете упадок и возрождение кирпичного производства в России?
В СССР в послевоенный период ведущие архитекторы и строители решили постепенно убирать кирпич из перечня основных строительных материалов. Это объясняется значительными финансовыми, временными и трудозатратами, связанными с кирпичным строительством. Нужно понимать, что в то время в Советском Союзе требовалось строить много жилья, быстро и дешево и на то был целый ряд объективных причин. Вместе с тем всем хорошо известен результат этой строительной гонки– спальные районы Москвы и других городов страны застраивались серыми бетонными многоэтажками, облик которых не имеет даже намека на архитектуру. К тому же качество строительства таких домов всегда оставляло желать лучшего.
Курс на постепенный отказ от кирпича в СССР привел к тому, что этим материалом просто перестали заниматься на всех уровнях.
При этом в странах Западной и Северной Европы работа над повышением потребительских свойств кирпича и совершенствованием технологии его производства никогда не прекращались. Европейцы в своих взглядах на строительство в массе своей придерживаются консервативных взглядов, поэтому кирпич, будучи материалом традиционным, всегда был востребован. В России все иначе: ко времени распада СССР у нас кирпичное производство окончательно деградировало. Однако глядя на то, что происходит за границей, наши люди начали проявлять интерес к кирпичному строительству. В итоге на российский рынок хлынул поток кирпичного импорта.
В 2008 г. нами было решено создать в Центральном федеральном округе собственное кирпичное производство на основе имевшейся там действительно хорошей сырьевой базы. Но при наличии даже добротного сырья для производства качественного кирпича необходимо оборудование соответствующего уровня. Его пришлось завозить из-за рубежа – своего не было. Даже техника для разработки карьера приобреталась у компаний Volvo иKomatsu.
Сегодня все звенья производственной цепи завода BRAER функционируют как часовой механизм. За годы работы завода он ни разу не остановился и представляет собой полностью самодостаточный организм. Те, кто посещает наше кирпичное производство, удивляются тому, что персонал ходит в белых халатах, а полы в цехах блестят потому, что их моют. Иначе не может быть на современном высокотехнологичном производстве.
На чем основывается рыночная политика группы BRAER?
Мы не действуем по схеме «произвели – продали». Помимо выпуска высококачественных строительных материалов компания ориентирована на все аспекты сервисных услуг: логистику, архитектурное проектирование, строительство «под ключ», у нас есть свой технический отдел, современная лаборатория.
Позиция руководства компании такова: строить бизнес только на экономической выгоде – чаще всего губительно, особенно с учетом реалий российского рынка. Если не вкладывать средства в интеллектуальную собственность, то бизнес-процесс,исключительнофинансово ориентированный, рано или поздно остановится, дойдет до своей «стоп-линии».
К чему привели вложения в интеллектуальную сферу?
Прежде всего, еще до начала технологического оснащения нашего кирпичного завода были проведены серьезные геологические изыскания для определения свойств глины, из которой будет изготавливаться кирпич. На основании результатов этих исследований было приобретено и установлено соответствующее производственное оборудование. Другими словами, мы изначально были заинтересованы в качестве собственной продукции, поэтому выбор технологического оснащения завода был сделан исходя из учета многих характеристик глины, относящейся к конкретному месторождению.
Сегодня наше производство керамических строительных материалов вышло на такой уровень, что стены домов даже в самом холодном климате можно возводить без утеплителя. Безусловно, все это имеет документальное подтверждение, основанное на лабораторных испытаниях. И это при том, что многие тесты керамической продукции, проводимые нами в научно-исследовательских институтах, мы финансируем из собственного бюджета. Это объяснятся тем, что не у всех институтов есть необходимое оборудование, для того, чтобы проверить образцы стройматериалов на соответствие требуемым характеристикам.
В нашей собственной лаборатории, входящей в структуру керамического производстваBRAER, работают специалисты, в том числе командированные из Германии. Надо отметить, что эти люди получают почасовую оплату и их услуги обходятся недешево. Тем не менее, компания идет на такие затраты. Почему? Основа любого керамического изделия – глина, добываемая карьерным способом. Свойства глины даже в одном карьере не везде одинаковы. Для того чтобы из глины получать строительную продукцию со стабильно повторяющимися заявленными производителем свойствами, характеристики глины нужно постоянно проверять. Если проведя входные испытания сырья, сотрудники лаборатории скажут «нет», то глина с неудовлетворительными, по их мнению, показателями никогда не пойдет в производство. Она будет или забракована или ее свойства подвергнутся соответствующей корректировке или будет измен участок добычи в карьере.
При этом никто не может оказывать давление на специалистов лаборатории, даже главный технолог – лаборатория на заводе имеет статус независимого экспертного центра.
При определении качества исходного сырья во внимание принимаются многие факторы: гранулометрический состав, наличие в глине твердых примесей, количественное содержание оксида железа и др. Например, от содержания в глине оксида железа зависит окраска кирпича. Оксид железа чаще всего присутствует в глине в качестве природного компонента, но может вводиться дополнительно искусственным путем. Благодаря содержанию в формовочной массе определенного количества оксида железа и регулированию режима обжига, можно получать кирпич той или иной окраски, причем в довольно широком цветовом и тональном диапазоне. Помимо этого разнообразить окраску кирпича помогает введение других неорганических пигментов как, например, оксида титана или оксида марганца.
Одним из самых важных технологических агрегатов кирпичного производства считается печь для обжига. Длина нашей печи составляет 204 м и на время запуска завода в 2010 г. она была, пожалуй, самой протяженной в мире. Столь впечатляющая длинапечи объясняется не тягой к гигантизму, а определяется сложнейшим многоэтапным режимом обжига, позволяющим получать кирпич различных цветовых оттенков и марок прочности.
Проектирование и строительство такой печи можно назвать смелыми даже рискованным экспериментом. Не скрою, мы в то время во многом были пионерами, первопроходцами, но без этого невозможно добиться успеха.
Почему следует отдавать предпочтение кирпичу BRAER?
Круг производителей кирпичной продукции в России довольно узок, поэтому хорошо известно, какую маркетинговую политику проводит та или иная компания. В ГК BRAER не принято рассуждать о недочетах других производителей, мы говорим лишь о наших достоинствах.
На российском рынке можно найти кирпич хорошего качества, как и BRAER, но по более низкой цене. Но вот первый вопрос: могут ли такие производители поставить свою, безусловно, качественную продукцию на объект заказчика по первому его требованию? Не буду отвечать за других, скажу лишь, что мы – можем. Компания ежегодно выпускает 140 млн штук условного кирпича и на складе эта продукция всегда присутствует в количестве, достаточном для поставки на любой строительный объект. Срок поставки – не более 3-х дней. Это первое.
Далее – стабильность окраски кирпича не зависимо от партии и времени выпуска. Представьте, что несколько лет назад некий клиент приобретал у нас кирпич для строительства собственного дома. Прошло время, его семья пополнилась новыми членами и теперь требуется надстроить дом еще на один этаж. Этот человек снова обращается к нам и приобретает кирпич точно такой же окраски, как тот, который он покупал когда-то давно. Для нас это также естественно, как автоконцерну Mercedes-Benz поставить автолюбителю любую деталь для модели, выпускавшейся 30 лет назад…
И, наконец, последнее. Поскольку кирпич материал хоть и традиционный, но недешевый, мы стараемся донести до сознания покупателя, что приобретение хорошего кирпича – это инвестиция. Стена, сложенная из лицевого кирпича и пустотелого поризованного керамического блока, прослужит не менее 200 лет. Об этом свидетельствуют результаты измерений, выполненных приборным методом. Вероятнее всего такой дом «проживет» гораздо дольше, но в настоящее время не существует приборов, способных показать больший срок эксплуатации жилой постройки потому, что больше – сегодня не нужно. Отвечая на ваш вопрос кратко, почему BRAER – потому что это неоспоримое качество.
К какой ценовой категории относится продукция завода BRAER?
Кирпич BRAER относится к «премиум сегменту». Это не значит, что наша продукция изначально ориентирована только на тех, у кого карманы набиты деньгами. Когда мы произносим вслух это словосочетание – «премиум сегмент», то делаем акцент на качестве наших изделий, а то, что изготовлено качественно – не может стоить дешево.
В России очень любят проводить тендеры, в том числе – на поставку материалов на строительный объект. Представьте, в тендере участвует компания, которая заявляет, что готова продавать кирпич прочностью М150 по цене меньшей, чем предлагает BRAER. Но этого не может быть, особенно когда речь идет о поставках кирпича в больших объемах: в производственном секторе все имеет свою стоимость. Если кирпич, при всех прочих равных показателях, стоит дешевле нашего – это повод для того, чтобы насторожиться, и опасения эти будут не напрасными. Предположим, что такой производитель выигрывает тендер. Дальше события начнут развиваться по следующему сценарию: сначала на объект завезут несколько машин с кирпичом требуемой марки прочности, то есть М150. А потом, когда застройщик успокоится и потеряет бдительность, в течение двух лет на стройку будет поставляться кирпич марки М40! Вот откуда берется низкая цена на кирпич. По этой причине на кирпичном заводе BRAER периодически проводятся дни открытых дверей, во время которых всякий желающий получает возможность не только увидеть все этапы производства кирпича, но и посетить склад готовой продукции, площадью 10 га. На складе он может выбрать понравившийся ему кирпич из любой партии, прийти с ним в заводскую лабораторию, где в присутствии посетителя будут произведены все интересующие его замеры и испытания. Потенциальный покупатель должен знать, во что он будет вкладывать свои деньги.
Помимо марки прочности, качество кирпича определяется по таким параметрам, как теплопроводность, водопоглощение, шумоизоляция, вес, повторяемость окраски не зависимо от партии, о чем уже говорилось ранее и размерно-геометрическая стабильность. Последнее обстоятельство имеет особое значение. Если размеры кирпичей отличаются друг от друга более чем на 1 мм, то во что выльется суммарная разница в стене длиной 20 м? Вот здесь начинают действовать наши внутренние стандарты качества, более жесткие, чем принятые ГОСТы. Это относится также к теплопроводности, водопоглощению, марке прочности и т.д. Например, по ГОСТу поризованные пустотелые стеновые керамические блоки должны иметь прочность М100. Наш завод выпускает эти изделия с показателем прочности М125. В ходе лабораторных испытаний один такой блок выдерживает давление сравнимое с нагрузкой от веса многотонного самосвала.
Как в пустотелых поризованных блоках держатся саморезы, анкеры и другие крепежные изделия?
Все зависит от отношения конкретного производителя к собственной продукции. Надежность фиксации самореза или анкера в «теле» блока определяется геометрией и частотой расположения пустот. Если эти показатели соблюдены в определенной пропорции, то крепежный элемент, пройдя через несколько перегородок между пустотами, будет успешно выдерживать все внешние механические нагрузки, на которые он рассчитан.
Эта и многие другие «мелочи», постоянно находящиеся в поле зрения специалистов завода BRAER, свидетельствуют о том, что компания работает, прежде всего, в интересах конечного потребителя.
Все понимают, что сам по себе кирпич никого не интересует, но каждому из нас нужен ХОРОШИЙ ДОМ. Как правило, человек, решивший построить дом из кирпича, думает о том, что он вкладывает деньги в создание родового гнезда, в котором будет жить не одно поколение его потомков. Но кто знает, что может случиться с домом через 50 или 200 лет? Вот почему специалисты BRAER стараются учесть все возможные жизненные коллизии, которые могут произойти с кирпичным домом в течение всего срока его службы, а он – огромен.
И еще. Строительство из кирпича – ручная работа со штучным материалом. Вот почему кирпичный дом с «живой» фактурной поверхностью стен обладает ни с чем несравнимой эстетической привлекательностью, не подвластной даже времени.
Интервью: