Новости / Интервью / Героям-метростроевцам посвящается. Новая станция БКЛ «Сокольники» - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Новости / Интервью / Героям-метростроевцам посвящается. Новая станция БКЛ «Сокольники»

Героям-метростроевцам посвящается. Новая станция БКЛ «Сокольники»

Дата публикации: 28.12.2022
893
Осенью 2022 была завершена архитектурная отделка платформы и второго вестибюля на станции Большой кольцевой линии столичной подземки "Сокольники". 
 
Историческая станция «Сокольники» была открыта в 1935 году в составе первого пускового участка Московского метрополитена, состоявшего из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская». Она является одной из трёх первых конечных станций Московского метро и именно от нее 15 мая 1935 года отправился первый в истории московского метро поезд с пассажирами.
 
Поэтому, не удивительно, что, с учетом исторических заслуг, оформление новой одноименной станции БКЛ посвящено труду строителей метрополитена. На стенах и балконе холла созданы художественные композиции, передающие фотоснимки и плакаты 1940–1950-х годов. На потолке выполнено панно в виде исторической схемы подземки.
 
Художник, внук и тезка знаменитого архитектора и градостроителя, Алексей Душкин был в составе творческого коллектива, работавшего над оформлением новой станции, посвященной героям-метростроевцам. В соавторстве с архитектором Александром Орловым и скульптором Александром Рукавишниковым он воплотил на алюминиевых панно в интерьерах станции дух эпохи индустриализации. Об уникальных работах и материалах, использованных для них, Алексей Душкин рассказал нашим коллегам из «Алюминиевого Вестника» - издания «Алюминиевой ассоциации», с разрешения которой мы представляем читателю интервью художника. 
 
– Когда вы занялись сбором архивных материалов? 
– В 2020 году. Команде, работающей над строительством станции, хотелось максимально передать дух эпохи индустриализации. Нас вдохновляли люди и истории того времени. Для оформления станции решили использовать лозунги 1930-х годов: «Есть метро!», «Даёшь метро!» и придумали свой, новый: «Нам нужно метро!». 
 
Еще мы взяли чертежи, отмывки, фрагменты утраченных архитектурных деталей, освещения самых первых станций метро. Нам очень повезло – все эти артефакты были найдены в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. Собрать их нам помогла директор музея Елизавета Лихачева. 
 
 
– Вы были заражены настроением, который передал Владимир Маяковский в стихах о метро? 
– Конечно. Такая романтика и одержимость. Когда строился Московский метрополитен, была установка делать не просто новый вид транспорта. Идея заключалась в том, чтобы человек, спустившись в метро, должен был забыть, что он под землей. Это было особенное настроение! Отсюда супрематические круги, кольца, солнце на панно…
 
Начиная строительство, сами метростроевцы не до конца понимали, куда идут – брали лопаты у дворников. И думали, сколько нужно лошадей – пять или четыре, чтобы метро построить? 
 
У меня комок подступал к горлу, когда я читал историю первого тоннельного отряда. Ими руководила женщина. На первую зарплату они, скинувшись, купили самолет, чтобы заниматься парашютным спортом. Об этих людях можно сказать: через недра – в небо. 
 
Благодаря их труду у нас и появился метрополитен, вызывающий восхищение. Со всей страны люди приезжали и приезжают, чтобы увидеть это – чудо-метро. 
 
– В какой технике вы работали над станцией «Сокольники»? 
– При создании интерьера станции метро «Сокольники» использовалась смешанная техника. Там есть и живопись, и графика, и новейшие цифровые технологии. 
 
 
– Какую творческую задачу вы перед собой ставили? 
– Было интересно совместить живопись художника Александра Рукавишникова с языком плаката, где преобладают локальные цвета и графические приемы. Я предложил «вытащить» рисунок, потому что рисунок у Александра Рукавишникова активный: у него очень сильная рука, нажим на карандаш – получаются царапины, удары, линии… Я старался их обесцветить и сделать цвет плоским, «бумажным», чтобы органично ввести живопись в плоскость плаката. И получилось.
 
– В чем вы, как художник, видите особенности архитектуры метрополитена? Например, отсутствие естественного освещения на станциях, предпочтение светлым тонам материалов, «довлеющие» потолки?.. Учитываете ли вы это в своей работе? 
– Да, например, станция «Сокольники» еще не освещена, но уже сейчас сверкает и переливается. По словам тех, кто уже побывал на станции, она получилась очень уютной, ее не хочется покидать. 
Метростроевцы с большим вниманием отнеслись к работе над этой станцией, так как она посвящена им. Автор станции архитектор Александр Орлов как-то сказал мне, что это его самая большая по значимости работа в жизни. Вы понимаете, насколько это круто – метростанция, посвященная метро? Все сложилось: локация – «Сокольники», где начинался столичный метрополитен. 
 
– На одной из фотографий 1930-х годов, которая легла в основу алюминиевого панно на станции «Сокольники», изображены трое метростроевцев. Какая история связана с этим снимком? 
– Фотография сделана в 1950-е годы, на ней изображены строители метро. Этого фото нет в архивах, оно из личной коллекции. Интересно, что кадр был сделан через несколько минут, после того как человека в центре фото товарищи спасли из-под завала. Кстати, на обратной стороне фото написаны теплые слова благодарности.
 
 
Само фото, конечно, обычных размеров, а высота алюминиевого панно с этим изображением на этаже составляет 3 метра, на путевых стенах – 2,8 метров. Станция «Сокольники» двухэтажная, как «Комсомольская», а потому довольно высокая – около восьми метров.
 
– Вы чувствуете, что вместе с вашими коллегами приложили руку к истории Московского метрополитена? 
– То, что станция построена, у меня в голове не укладывается. Муки творчества, бессонные ночи, поиск единственно верного решения – все позади. Но зато теперь мы счастливые люди! 
Это большое счастье – делать такие объекты, с такими людьми, как Александр Орлов и Александр Рукавишников! А Рукавишникова я обожаю с детства. Рядом с ним ощущаешь невероятную свободу. Он, как старший коллега, не поучает, не давит, а ведет себя как соавтор. 
 
– В Московском метрополитене присутствуют разные архитектурные стили – конструктивизм, ар-деко и даже «сталинская неоклассика». А какой стиль архитектурный стиль нравится Вам и почему? 
– Тот, который чище – конструктивизм. Интересно не украшательство, а сам скелет конструкции, потому что его невозможно изменить. Раньше выходили справочники по дизайну – это всегда стулья и кресла, то, что привязано к эргономике. Когда находятся новые конструкции и решения – это самое интересное, ведь, скажем, стул сложно изменить. 
 
– Где еще, помимо метро, вы работаете с алюминием? 
– Алюминий – замечательный материал, в том числе для создания скульптур. Первым в нашей стране экспериментировать с алюминием, использовать его пластичность в скульптуре начал Александр Рукавишников. 
 

Интервью:

Алексей Зимин: как продолжится работа компании КНАУФ Россия в новых условиях
Героям-метростроевцам посвящается. Новая станция БКЛ «Сокольники»
Андрей Боков: "Необходимы кардинальные системные изменения всей нашей строительной отрасли"
Поможет ли энергоэффективному строительству новое постановление Правительства?
На «Российской строительной неделе» определится вектор развития отрасли на 2022 год
 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры