Коллекция исторических автомобилей чрезвычайна широка. Ее первая часть, представляющая дореволюционный период, отражает сотрудничество главного гаража страны с зарубежными поставщиками автомобилей высшего класса. Собственно, история императорского гаража и начинается с того дня, когда флигель-адъютант Николая II князь Владимир Николаевич Орлов прокатил царя на своем автомобиле. Поездка государю понравилась и в 1905 году он поручил приобрести сразу пять автомобилей «Мерседесов» модели Mercedes 45PS в различных кузовах. В 1912 году компания «Даймлер» (Daimler-Motoren-Gesellschaft) стала официальным поставщиком Двора Его Императорского величества. В царском гараже были и французские авто «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville).
Стоит отметить, что и после революции в 1920-1930-ые годы советское правительство также закупало автомобили иностранного производства: среди них британские «Роллс-Ройсы» (Rolls-Roys) и американские «Паккрады» (Packard), были и «Форды» (Ford), правда не представительского класса. В середине 1990-х практика закупки иностранных автомобилей продолжилась, и в ГОНе появились немецкие «Мерседесы». К примеру Борис Николаевич Ельцин передвигался на Mercedes модели S600 Pullman Guard. Зарубежную технику можно увидеть в музее.
Большая часть экспозиции содержит обширнейшую коллекцию отечественных машин представительского класса. К сожалению, не дошли до нашего времени первые российские автомобили высшего класса марки «Руссо-Балт», находившиеся в автопарке Николая II. Правда, единственный сохранившийся автомобиль этой марки 1911 года выпуска демонстрируется в Политехническом музее. Зато в открывшемся на ВДНХ музее ГОНа можно увидеть все отечественные машины представительского класса, выпущенные в СССР и Российской Федерации. Коллекция включает ЗИСы, ЗИЛы, «Чайки» и, конечно, «Аурусы».
Не забыты и мотоциклы почетного кортежа. Среди них особого внимания достоин принявший участие в трагическом событии в жизни спецподразделения. В 1969 году во время въезда кортежа с Леонидом Ильичом Брежневым и космонавтами (экипажами космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5») в Кремль погиб сотрудник ГОНа Илья Ефимович Жарков. Его автомобиль был обстрелян у Боровицких ворот. Водитель мотоцикла попытался остановить стрелка, отвлек на себя его внимание и был ранен, но спецслужба получила время для обезвреживания террориста.
Отдельный зал посвящен новейшей российской автомобильной марке «Аурус» (AURUS), созданной инженерами-конструкторами ФГУП «НАМИ» при непосредственном участии специалистов Гаража особого назначения. Она представлена не только разными моделями, но и технической экспозицией. Среди экспонатов — автомобиль «Аурус Сенат Лимузин» (AURUS Senat Limousine), на котором Владимир Владимирович Путин прибыл на торжественную церемонию вступления в должность президента Российской Федерации в мае 2018 года. Это было первое публичное появление автомобиля и начало новой эры отечественного автопрома.
Представлен и «Аурус Сенат Кабриолет», в котором министр обороны России Сергей Кожугетович Шойгу принимал военный парад на Красной площади 9 мая 2019 года. Экспозиция «Производство AURUS» рассказывает об истории создания отечественных автомобилей высшего класса. Здесь же можно ознакомиться с процессами сборки и отладки этих машин. Особый интерес любителей техники вызовет раздвигающееся шасси, демонстрирующее принцип Единой модульной платформы, на базе которой создана линейка моделей «Ауруса».
В музее широко используются мультимедийные технологии: благодаря тачпадам можно подробно рассмотреть автомобили с разных ракурсов, узнать их технические характеристики, на широкоформатных экранах вновь проходят зарубежные визиты первых лиц государства, недаром автомобили ГОНа побывали на всех континентах, кроме Антарктиды. Воспоминания шоферов Кремлевского гаража проливают свет на малоизвестные эпизоды деятельности подразделения в разные периоды нашей истории.
В павильоне № 54 представлена зона интерактивно-образовательного пространства. Здесь можно посидеть в салонах исторических автомобилей времен Сталина и Горбачева, оценить инсталляцию мотоцикла BMW 75RT в разобранном виде, узнать историю номерных регистрационных знаков и автомобильных фар. Особенно интересно будет «прокатиться» по дорогам на динамических автотренажерах, проверив свои навыки вождения. В оборудованном под кинозал микроавтобусе «Юность» можно посмотреть тематические фильмы. Для детей и студентов запланирована программа проведения мастер-классов и лекций, имеется учебная лаборатория.
После осмотра музея, который может занять несколько часов, особенно приятно будет подкрепиться в расположенном непосредственно в павильоне 54 «Спецбуфете особого назначения».
Уместно отметить, что музей стал в какой-то степени продолжением существующей в стенах службы со времен СССР «Комнаты истории Гаража», созданной в 1977 году по инициативе заместителя начальника 9-го Управления КГБ СССР Бориса Матвеевича Клёна (с 1968 по 1975 гг. он являлся начальником ГОНа). Там собраны экспонаты, документы и фотоматериалы, посвящённые созданию и жизни подразделения. Первые фотографии в музее появились от Степана Казимировича Гиля – шофёра Владимира Ильича Ленина и первого начальника Гаража. А первой зарубежной командировкой водителей ГОНа, зафиксированной на стендах, была Тегеранская конференция 1943 года.
Фото от ФСО РФ
Один из весьма примечательных документов «Комнаты истории Гаража» свидетельствует о том, что нарушение скоростного режима в конце 1930-х годов запрещалось даже сильным мира сего. Это черновик постановления о тов. Микояне от 20 декабря 1939 года, который гласит: «Воспретить тов. Микояну езду на автомобиле со скоростью 80 — 100 км/ч. Обязать тов. Микояна не требовать от своего шофёра больше скорости, чем 50 — 60 км/ч». Проследить за исполнением предлагается «тов. Власику», внизу подписи: «Сталин, Ворошилов, Берия, Каганович, Молотов». Причем рукой Сталина первоначальные «запретные скорости», обозначенные как 100-150 км/час исправлены на 80 – 100 км/час, видимо Иосиф Виссарионович не был сторонником «перегибов на местах».
Фото из музея ГОН на ВДНХ: корреспондент журнала «Современный Дом»