Новости / События / Состоялся XL Российский Антикварный Салон - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Новости / События / Состоялся XL Российский Антикварный Салон

Состоялся XL Российский Антикварный Салон

Дата публикации: 04.04.2016
267
С 26 марта по 03 апреля в Центральном Доме художника на Крымском валу проходил XL Российский Антикварный Салон. Нынешняя весна стала для Российского Антикварного Салона особенной датой – в этом году проект отметил свой двадцатилетний юбилей. В весеннем Салоне приняли участие 175 галерей из различных городов страны – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска, Перми, Саратова, Челябинска и Ярославля, а также зарубежные участники из Франции, Германии, Италии, США и Беларуси. На стендах участников были представлены живопись западноевропейских старых мастеров и полотна отечественной реалистической школы, ювелирные изделия и классика винтажа, императорский и советский фарфор, памятники иконописи, восточная бронза, библиографические редкости и многое другое. 
Немалый интерес представляла отечественная школа живописи – гости Салона смогли увидеть выдающиеся работы русских живописцев и графиков, среди которых «Две испанки» Наталии Гончаровой», «Белое пятно» Казимира Малевича, «Портрет Веры Репиной» Ильи Репина, «Вид на Литейный мост в Петербурге» Петра Верещагина, «Неаполитанский залив» Ивана Айвазовского, «Спаситель» Владимира Маковского. Среди произведений западноевропейского искусства выделялись «Притча о богаче и Лазаре» Бартоломеуса ван Бассена и Иоста Корнелиса Дрохслота, «Мадонна с Младенцем Христом» Джованни Батиста Сальви, работы Лукаса Кранаха-младшего, Яна Хавикзоона Стена, Иоахима Втевола и других видных мастеров Ренессанса и барокко. 
За прошедшие десятилетия Салон стал значимым и действенным инструментом для формирования и развития отечественного антикварного профессионального сообщества, для строительства структуры российского антикварного рынка. Многие ведущие отечественные антикварные галереи рассматривают участие в Салоне уже не как экстраординарное представительское событие, а как обязательную составляющую своей профессиональной деятельности, предлагая вниманию коллекционеров и любителей искусства произведения, достойные украсить самые авторитетные собрания. Множество предложений по самым разным ценовым категориям и высокое качество произведений обеспечивают постоянный интерес к проекту со стороны ценителей и коллекционеров.
Василий Бычков, директор Центрального Дома художника, отметил: «В середине 90-х, когда мы организовали и провели первый Салон, это стало беспрецедентным событием на антикварном рынке страны. Двадцать лет назад Российский Антикварный Салон не имел аналогов, и можно сказать, что он не имеет их и сейчас, будучи самым мощным объединительным началом как для ведущих антикварных галерей, так и для ценителей старинных произведений искусства». 
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ XL РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА была посвящена искусству Китая и включала в себя два раздела: 
1. Шедевры китайского искусства из частных собраний
Выставка, посвященная произведениям китайского декоративного искусства отражала не только вкусы и пристрастия собирателей, но и возможность поисков и приобретения экзотических раритетов. 
Интерес к Востоку, и в частности к Китаю, зарождается еще в начале 18 века, когда королевские и княжеские дворы Европы буквально соревновались в приобретении фарфоровых ваз, резной и лаковой мебели, изящных безделушек из камня и слоновой кости. К этому процессу подключается постпетровская Россия – до этого «Китай» поступал лишь отдельными экземплярами в качестве посольских даров. На Запад же с самого начала 17 века кораблями торговой Ост-Индской компании поступали огромные партии товара. Именно из Европы произведения восточного искусства стали привозиться в Россию. Вначале приобретали в больших количествах мебель, произведения из фарфора в связи с модой на оформление китайских галерей, кабинетов, гостиных. Но вслед за внешней модой наступает этап более пристального изучения восточного искусства. С середины 19 века, когда появилась возможность посещать иностранцами Китай, мода на восток захватывает самые широкие слои общества. Среди коллекционеров и галеристов появляется немало серьезных знатоков, начинается новый этап в собирательстве – формирование тематических коллекций, их систематизация, сопровождающаяся  приобретением научной литературы, помогающей в атрибуции редкостей.
В экспозиции можно было увидеть уникальные произведения 17 века – колокол, скульптуру быка из нефрита, фарфоровую вазу с пейзажем. В целом, преобладали изделия 18-19 веков. Экспонаты распределялись по нескольким тематическим разделам: фарфор, лаки, нефрит, дерево, перегородчатая эмаль.
Китайский фарфор, являясь важной статьей государственного экспорта, активно вывозился на Запад с начала 17 века. Он осуществил переворот во вкусах европейцев, когда увлечение изысканными сосудами превратилось в настоящую «фарфороманию».
В наши дни китайский фарфор по-прежнему является желанным приобретением для многих собирателей. На выставке выделялась группа произведений периода Канси (1662-1722), расписанных подглазурным кобальтом и надглазурными эмалями. Фарфор Канси характеризуются определенным стилем декора, высоким качеством кобальта, черепка и глазури. Особенностью этих изделий является своеобразная “живопись на фарфоре”, производимая тончайшей кистью, что позволяет создавать изысканные  картины на глазурованном черепке. В период Канси подглазурная роспись достигает новых высот, как за счёт мастерского исполнения рисунка, так и применения высококачественного кобальта, дающего после обжига необыкновенно глубокий синий цвет. Многие коллекционеры считают бело-голубой фарфор данного правления непревзойденной вершиной в керамическом производстве Китая, справедливо указывая не только на высочайшее качество фарфора в этот период, но и на полёт фантазии китайских мастеров. Прославились и изделия с росписью полихромными эмалями, которые определяются знатоками как «семейства» – черное, зеленое и розовое – по принципу сочетания в композициях разных эмалевых красок.
Несомненный интерес вызывала небольшая группа изделий из нефрита. В Китае этот благородный камень ценят и коллекционируют с глубокой древности. Ему приписываются магические и лечебные свойства, также считается, что приобретение нефритового изделия, даже независимо от его сюжетной основы, уже должно приносить счастье и благоденствие владельцу. В представленных изделиях присутствовали основные сорта камня, различаемого по цвету, различные технологические и эстетические подходы в его обработке. Прежде всего, это «преодоление камня», что особенно наглядно представлено в стиле периода Цяньлун (1736-1796). В изысканных предметах, для «стола ученого» нередко присутствует нарочитая простота, «естественность», основанные на принципах «следования материалу», где использовался цвет камня, его природные вкрапления. 
Красные резные лаки (или «пекинские») предназначались, в основном, для внутреннего пользования. Капризный материал, трудоемкая и длительная техника изготовления сделали их предметом роскоши, принадлежностью императорского двора и домов знати, а позднее – состоятельных людей. Изысканная красота рельефного декора, благородные оттенки киновари и разнообразные формы этих изделий органично дополняли традиционный китайский интерьер. На антикварных рынках Европы и России старые лаковые произведения встречаются чрезвычайно редко и высоко ценятся знатоками и собирателями восточного искусства. 
В последнее время в мировом собирательстве происходит своеобразная «переоценка ценностей», в первую очередь, это относится к произведениям периода Гоминьдан 20-30-х гг. 20 века – за ними идет настоящая «охота». В целом ряде произведений указанного времени сохраняются лучшие традиции китайского искусства – технологические, художественные, но подпитанные заимствованиями из европейского искусства, что позволяет говорить о сложении национальных черт стиля «китайского ар деко». Среди высокохудожественных экспонатов были представлены скульптура слона, покрытого «турецкой голубой» глазурью, композиция «Линь Дайюй с попугаем», выполненная в сложной технике соединения перегородчатой эмали со сканью и вставками из кости и др.
Произведения, показанные на выставке,  являются  подлинными шедеврами и могли бы послужить украшением любой музейной коллекции.
Куратор раздела – Лариса Ивановна Кузьменко, кандидат искусствоведения, заведующая отделом искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании государственного музея искусства народов Востока 
2. Шелковый путь во времени. Китайский нефрит из личной коллекции Бронислава Виногродского
Шёлковый путь – это не просто торговый путь из Китая во внешние страны, но и канал коммуникации внутри страны, который оказал огромное влияние на формирование единых ценностей китайской цивилизации. В течение долгого времени основным предметом транспортировки по Шёлковому пути был нефрит и предметы из него.
Нефрит в китайской культуре уже более пяти тысячелетий был и остаётся носителем идей и образов древней системы знаний, которая укоренена в сознании китайского этноса, начиная с неолитических изделий и вплоть сегодняшнего дня. Чтобы понимать Китай, нужно разбираться в нефрите, как культурном явлении во времени.
Каждое нефритовое изделие несёт не только эстетическую информацию, но обязательно является системой знаков и обозначений, так что каждый предмет из нефрита читается и понимается как носитель уникального содержания о том, что такое ценности духа, воплощённые в этом удивительном материале. Через изучение нефритовых предметов можно правильно понять пути эволюции идей и культурных ценностей в сознании китайского этноса.
Данная выставка представляет именно такой подход к нефриту и призвана показать не только внешнюю красоту, но и глубинное содержание традиционных культурных кодов, действующих и в настоящее время.
В экспозиции были представлены уникальные высокохудожественные образцы резьбы по камню китайских мастеров с периода Чжаньго, Сражающихся царств (V в. - 221 г. до н.э.) до конца династии Цин (1644-1911), которые, согласно традиционной китайской схеме «багуа», должны показать развитие во времени концептов и идей традиционного китайского мышления, а также искусство обработки этого драгоценного камня. 
Экспозиция давала представление как о многообразии тематических направлений в нефритовых предметах – благовещие животные и ритуальные предметы, амулеты и предметы фэн-шуй, интерьерные вещи и предметы роскоши, так и о развитии камнерезного искусства на протяжении двух с половиной тысяч лет. А также представила всю палитру природных нефритов от безупречно белых до глубоких черно-зеленых, использованных в работах мастеров, имена которых история, к сожалению, не сохранила, но их искусство до сих пор вызывает трепет и восторг у ценителей и профессионалов.
Куратор раздела – Бронислав Брониславович Виногродский, китаевед, переводчик, председатель российской части Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ XL РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА
В центральной зоне Салона, где размещались стенды наиболее авторитетных антикварных галерей, посетители смогли увидеть более десяти тематических экспозиций. Их направленность демонстрировала стабильность коллекционерских пристрастий – отечественное классическое искусство и живопись европейских старых мастеров, изысканные ювелирные изделия прославленных российских фирм и японская бронза, русский модерн, художественное стекло, скульптуры и произведения других жанров искусства.  
Западноевропейская живопись XV-XVII вв.
Галерея Old Masters Gallery
Экспозиция демонстрировала произведения искусства старых мастеров Европы XV–XVII вв. – картины исторического и религиозного жанров, натюрморты и пейзажная живопись ведущих художников фламандской, голландской, итальянской и немецкой школ. В рамках экспозиции были представлены работы таких прославленных мастеров, как Ян Стен, Лукас Кранах Младший, Иоахим Втевол и др.
Шедевры русского модерна
Антикварный Салон «На Кутузовском, 24»
В экспозиции были представлены выдающиеся произведения русского декоративно-прикладного искусства начала XX века. Русские ювелирные фирмы были среди признанных лидеров течения Art Nouveau или модерна, широко используя в творчестве изысканные выразительные линии, флоральные мотивы, а также развивая в русле модерна собственный «оригинальный русский стиль». Художественные изделия русских мастеров имели огромный успех на международных выставках, неизменно поражая европейскую публику глубоко национальной трактовкой Art Nouveau. В состав экспозиции войдут изделия фирм К. Фаберже, И. Хлебникова, Ф. Лорие, О. Курлюкова, Н. Немирова-Колодкина и других выдающихся серебряников и ювелиров начала прошлого столетия. Модерн в первую очередь и наиболее ярко проявил себя в серебряных изделиях, утилитарных и декоративных, окладах икон, жанровом литье и украшениях. Одним из самых ярких явлений модерна в русском декоративно-прикладном искусстве стали работы керамической мастерской Императорского Строгановского училища.  
Русский коллекционный фарфор XIX – начала XX вв. 
Салон антиквариата «Galantic» 
Основное ядро экспозиции составляли изделия мастеров Императорских Фарфорового и Стеклянного заводов – уникальные вазы, пасхальные яйца, предметы из сервизов, скульптуры, – выполненные в период правления от Николая I до Николая II. В качестве самостоятельного раздела экспозиции была представлена подборка совершенных по художественному качеству ваз и чашек периода правления Александра II (1855 - 1881 гг.). 
В кругу Малевича: соратники, ученики, последователи в России 1910-1950-х гг. 
Галерея «Элизиум» 
Экспозиция была связана с именем Казимира Малевича и представит работы художников, испытавших в той или иной мере влияние этого великого мастера. Центральное место в экспозиции занимали  художники, работавшие с Малевичем в Витебске, петроградском Гинхуке, с которыми связано понятие «школа Малевича». Одни, как Н. Суетин, В. Ермолаева, Л. Хидекель, Е. Рояк, учились у Малевича в УНОВИСе и переехали в 1922 году вслед за ним из Витебска в Петроград, другие, как А. Лепорская, К. Рождественский, В. Стерлигов, присоединились к сообществу уже в Петрограде, став практикантами Гинхука. Вокруг этих имен и разворачивается главный сюжет – поиск новых средств художественной выразительности, сложный процесс эволюции русского авангарда, представленный диалогом учителя и учеников, по-разному отразившимся в каждой конкретной судьбе, диалогом, который ученики вели и после смерти Малевича, вплоть до 1950-1960-х годов. В экспозицию  также войдут  работы художников, чья творческая деятельность в 1910-е годы была связана с Малевичем. Это, прежде всего, Любовь Попова и Вера Пестель, члены организованного Малевичем Общества «Супремус» (1916-1917), которые представлены превосходными беспредметными композициями, а также Иван Кудряшов – последователь Малевича, учившийся у него в ГСХМ (1918-1919), а затем вместе с учителем и Л.М. Лисицким организовавший отделение УНОВИСа в Оренбурге (1920).
Русское искусство первой половины XX века 
Галерея «Наши художники» 
Экспозиция была посвящена живописи и графике русских художников первой половины XX века. Центральное место в ней занимают «Две испанки» Наталии Гончаровой (около 1927 г.). Кроме того, на стенде были представлены такие редкие работы, как ранняя пастель Николая Калмакова «Египетская фантазия» (1909 г.) и «Портрет балерины Александры Балашовой» Филиппа Малявина (1924 г.). Стоит обратить внимание также на две мастерски-характерные живописные работы Владимира Лебедева и камерный «Московский дворик» Елизаветы Кругликовой (1901 г.).
Японское Ар-деко 
Галерея «Евразия»
Экспозиция была посвящена уникальному, чрезвычайно интересному, но пока еще малоизученному направлению искусства – японскому ар-деко. Абсолютно узнаваемые линии и силуэты, проникнутые национальным колоритом, продуманные цветовые решения и деликатная работа с фактурой поверхности – все это отличает произведения японских мастеров, впитавших в себя эстетику этого художественного направления.  
Шедевры Строгановского Училища
Арт-центр «Алексеевское подворье» 
Экспозиция была посвящена русскому стилю в работах Императорского Строгановского Училища. В рамках экспозиции представлена уникальная витрина, декорированная эмалевыми вставками и чеканными бронзовыми  накладками. Ранее предмет экспонировался на двух известных выставках: на Международной Выставке Промышленности и Труда 1911 года в Турине и на Всероссийской выставке в Киеве в 1913 году. Кроме того, внимание привлекают и другие работы мастеров Строгановского училища – кованый ковш, декорированный монетами, самоцветными камнями и разноцветными эмалями, уникальная коллекция керамики – сказочные скульптурные композиции, вазы, малые формы, а также иконы. Представленные произведения мастерских Императорского Строгановского Училища, признанные на всероссийских и международных выставках, помогут понять и оценить его роль в русской культуре.
Спорт в советском изобразительном искусстве
Бюро «Гамаюн» (Санкт-Петербург) 
Экспозиция объединяла скульптурные изображения выдающихся спортсменов советской эпохи.
Все атлеты изображены в момент максимального напряжения. Работы выполнены известными скульпторами Е.А. Янсон-Манизер и М.Г. Манизером и отлиты преимущественно в металле. Тема спорта в советском изобразительном искусстве занимает одно из главных мест.  Однако, наибольший  интерес представляет скульптура ушедшей эпохи, ведь в ней есть нечто неуловимое, чего нет в скульптуре  любого другого времени. Данная экспозиция позволяет современному человеку вновь оценить эстетику спорта, посмотреть на нее новым взглядом. 
Произведения Королевской Севрской мануфактуры
Галерея «Антикварные подарки» 
Представленные в рамках экспозиции изделия выполнены во Франции на Королевской Севрской мануфактуре в середине XIX века. Их отличают изысканные формы, тончайшая проработка деталей и высокий художественный уровень. Они послужат прекрасным дополнением к коллекции и украшением любого интерьера.
Выдающиеся русские художники XIX-XX вв.
Галерея «Кардашиди Арт» 
В состав экспозиции вошли произведения иных выдающихся художников XIX-XX вв. – Г. Артемова, А. Бенуа, Л. Гудиашвили, А. Зверева, П. Кузнецова, А. Лентулова и других, а также иконописные работы XVI-XX вв. различных школ. Важным акцентом экспозиции является работа выдающегося русского графика и живописца Николая Каразина. На рисунке изображен эпизод коронационных торжеств, длившихся с 6 по 26 мая 1896 года. Указание художником точной даты позволяет соотнести изображение с торжественным въездом императорской четы в Москву. В соответствии с высоким церемониалом, торжественный въезд совершался от Петровского дворца по Петербургскому шоссе и далее по Тверской-Ямской и Тверской улицам, завершаясь в Александровском дворце в Кремле. 
Художественное стекло школы Нанси (Франция), конец XIX  – начало XX вв
Галерея «Инартекс»
Стекло играло основную роль в развитии стиля Модерн и Ар Деко. В стеклоделии, более чем в каком-либо другом виде декоративно-прикладного искусства, мастера объединили новые технические приемы с оригинальным, фантазийным дизайном, создавая истинные произведения искусства. В экспозиции представлены работы французских мастеров Э. Галле, Бр. Дом, Легра, Бр. Шнайдер и других стекольных фирм.
Искусство доколумбовых культур Америки
Галерея «Историческая справедливость» 
В состав экспозиции вошли крайне редкие для российского арт-рынка произведения искусства доколумбовых культур Америки. Предметы относятся к трем основным этапам развития керамической индустрии Нового Света: это доклассический период (1200 г. до н. э. – 400 г. н.э.), эпоха классики (400 – 800 гг.) и поздний период (900 – 1450 гг.). Гончарное производство доколумбовой Америки находилось  на высочайшем уровне, несмотря на то, что местные мастера не знали гончарного круга. В 1520 году Альбрехт Дюрер, побывав на выставке даров Монтесумы испанскому королю Карлу V, написал в своем дневнике: «Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти вещицы. Среди них я увидел прекрасные и удивительные произведения искусства, открывшие для меня творческий гений создателей всего этого великолепия...»  
Французское художественное стекло Ар-Деко
Галерея «АА-АмпирАнтик»
К 90-летию с начала производства художественного стекла Деге (Франция) галерея представила уникальную коллекцию произведений как самого Деге (Давида Герона), так и его современников – Сабино, Этлинга, Лалика, Шнайдера, П. д'Авена, Э. Казо и других. Непревзойденное качество работы этих мастеров, опиравшихся на достижения своих предшественников, до сих пор является эталонным, а их изделия из опалесцентного стекла стали объектом поиска и коллекционирования.
Мебель в русском стиле 
Салон «Антикварная торговля А. Лелянова» (Санкт-Петербург) 
Экспозицию составляли предметы декоративно-прикладного искусства того направления исконно русского стиля, который окончательно сложился в царствование императора Александра II и явился результатом творчества лучших русских архитекторов того времени – Солнцева, Горностаева, Монигетти, Гартмана, Ропета и др. Эти произведения стали выражением не только высокопрофессионального архитектурного проекта, но и высококачественного технического воплощения, в котором приняли участие лучшие русские мебельные, бронзолитейные и прочие мастерские Санкт-Петербурга и Москвы. Одним из примеров этого направления является представленное декоративное зеркало в крайне редко встречающейся технике резьбы и росписи с позолотой по проекту архитектора В. А. Гартмана. 
Коллекция мебели Жака Адне 
Галерея “Transatlantique”
В экспозиции была представлена коллекция мебели и предметов интерьера выдающегося французского декоратора двадцатого века Жака Адне (1900 – 1984 гг.) – одного из главных апологетов стиля ар-деко. Адне, на протяжении долгого времени занимавший пост президента Салона художников-декораторов, сыграл значительную роль в эволюции вкуса в мебели в прошлом столетии и неоднократно являлся призером всемирных выставок. Выполняя заказы для Елисейского дворца в Париже, Адне всегда оставался любимцем представителей власти и элиты не только во Франции, но и на другом континенте – в США. Произведения Жака Адне находятся во всех ведущих частных мебельных коллекциях, а также в главных мировых музеях декоративного искусства.
 

События:

В Москве открылся Солнечный сад Зураба Церетели
Открылась весенняя сессия CERAMBATH 2024
Проект Пушкинского музея «Искусство жить дома» расширяется, выходя из столиц
Искусство в интеллектуальной литературе
Весна – время интеллектуальной литературы
 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры